Антон Сидоренко, 9 апреля 2010 г.
Не успели прокатчики убрать на склад копии «Перси Джексона и похитителя молний», как в бой вступили размалеванные персонажи эпопеи Луи Летерье во главе с недавним «аватаром» Сэмом Уортингтоном. Сюжет очень похожий, но выводы совсем недетские: через весь фильм красной нитью проходит мысль о равенстве богов и людей. Что неудивительно — дорвавшимся до компьютеров киношникам кажется, что теперь-то им подвластно все. Ну, кроме кассовых сборов, разумеется.
Сборы «Битвы титанов» радуют своих создателей. Не исключено, дело не только в самом фильме, сколько в волшебном сочетании «3D» на афишах кинотеатров. Модная стерео-игрушка пока привлекает самим фактом своего наличия. В случае с «Битвой титанов» значительная часть кассы собрана именно в кинотеатрах с соответствующим оборудованием. Так что продюсеры недаром задержали премьеру, для того чтобы успеть сделать стерео-версию картины. Впрочем, сам фильм снимался еще в расчете на обычные кинотеатры, поэтому тем, кто все-таки не получит возможность взглянуть на «Битву» сквозь вожделенные 3D-очки, сильно расстраиваться не стоит. Использованные Летерье спецэффекты в обычном двухмерном кинозале смотрятся даже лучше.
Сэм Уортингтон в фильме «Битва титанов»
Другое дело, что ничем невероятным удивить они не могут. Технологически новая «Битва титанов» где-то на уровне трилогии «Властелин колец» Питера Джексона, то есть, десятилетней давности. Скажем прямо, Летерье сотоварищи не пышут фантазией — куда там до причудливых миров Керри Конрана да технологических революций Роберта Земекиса! В эпоху тотальной кризисной экономии Голливуд явно не может позволить радикальных художественных экспериментов: олимпийские небожители должны напоминать зрителей в зале и отличаться от них только отсутствием брюшка и ведерка с попкорном.
Впрочем, древнегреческие боги и так были антропоморфны, то есть, выглядели как люди. Но даже на чудищ-юдищ, которыми прямо таки усеяны греческие мифы, фантазии на этот раз не хватило: Кракен — гигантский арахнид, горгона Медуза — скользкая змея. Все боги довольно стандартные, в блестящих средневековых доспехах и с православными бородами. Из наворотов только объемная карта-земля под пятками олимпийцев, с помощью которой, по идее, можно управлять смертными. Но как это управление происходит, в фильме опять-таки не показано.
Мадс Миккельсен в фильме «Битва титанов»
В общем, вбуханные в картину полторы сотни миллионов долларов оправдывают себя только в паре-тройке действительно зрелищных сцен, из которых стоит отметить анимационное начало, да финальный погром чудовищем-кракеном античного города. Немного интересней обстоит дело с магистральной идеей фильма, по которой боги ничего не стоят в сравнении с земными смертными. «Расскажи всем, что это сделал человек», — голосом Джигурды сообщает главному герою Персею один из его товарищей-победителей Медузы, правда, за мгновение перед тем, как Медуза с лицом Натальи Водяновой бросает на него смертельный взгляд. Во время просмотра возникает ощущение, что «Битва титанов» — специальный антикризисный проект, призванный внушить в первую очередь американцам веру в свои, человеческие силы. В любом случае, богов авторы разоблачают и обличают так страстно, что с самого начала понятно — перемирия между небом и землей ожидать не стоит. После некоторых фраз, брошенных с экрана раздосадованными смертными, даже закрадывается подозрение, что в образах богов сценаристы видят и не богов вовсе, а растерявших кредит доверия властителей земных: хозяев транснациональных корпораций, глав правительств и разных других олигархов, от которых зависят судьбы реального, а не экранного мира.
Расчет создателей новейшей «Битвы титанов» строился, в том числе, на успехе одноименной ленты 1981 года с Лоуренсом Оливье в роли Зевса. Новое поколение зрителей сэра Лоуренса, естественно, не помнит. Думается, что в истории кино картина Летерье останется еще одной строчкой в актерской биографии Сэма Уортингтона. Насколько длинной будет эта биография, вопрос открытый. В «Битве титанов» Уортингтон подтвердил претензии на звездный статус — из всех персонажей его Персей самый живой и открытый. Без бороды, по крайней мере.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...