Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Город Бога Город Бога

«Город Бога» объявлен вне закона

Антон Сидоренко, 19 мая 2004 г.

Буквально за день до начала майского «Киноформата 4х4» из его программы был исключен бразильский фильм «Город Бога».

Специальная комиссия Госрегистра признала этот мировой бестселлер запрещенным для показа на территории Беларуси. Какие еще фильмы запретит белорусский Госрегистр, одному Богу известно.

«Город Бога» — блистательный кинодебют бразильского рекламиста Фернанду Мейреллиша, копродукция Бразилии, Франции и США. Брутальная экранизация основанного на реальных событиях романа Пауло Линса была представлена на Каннском фестивале 2002 года, а в 2004-м номинирована на четыре «Оскара» («лучший режиссер», «лучший сценарий», «лучший оператор», «лучший монтаж»). Полный список остальных наград этой картины занимает две (!) страницы формата А4 мелким шрифтом. «Город Бога» создан в лучших традициях бразильского «синема нуво» 1960-1970 гг. и его идеологов Глаубера Роши, Нельсона Перейры Дос Сантоса и Эктора Бабенко. Эти режиссеры одними из первых в Латинской Америке стали снимать в подчеркнуто реалистичной манере, поднимая самые острые политические и социальные вопросы. Следуя рецепту предшественников, Мейреллиш в «Городе Бога» пользуется при этом современным киноязыком, шокируя и заставляя зрителя на два часа почувствовать себя в шкуре обитателя трущоб Рио-де-Жанейро.

Кадр из фильма «Город Бога»
Кадр из фильма «Город Бога»

Но нет! Для белорусского Госрегистра все международные награды и мировое признание — пустой звук. «Городу Бога» была показана красная карточка. Притом, что в соседней России на этот фильм всего лишь наложено ограничение «кроме детей до 16 лет»! Видно, белорусских зрителей спецы из Госрегистра держат за совершенных детей... Запрет на показ фильма касается не только кинотеатров; известие о том, что картину закупили российские телеканалы, не должно обнадеживать белорусских киноманов: перекрытие трансляции и замена передач неместных каналов в Беларуси уже стало недоброй традицией. Кроме того, что данное решение Госрегистра не дает белорусам быть в курсе мировых кинотенденций (а кино Латинской Америки сейчас самое модное!), на воздух выбрасываются государственные деньги. Ведь находящееся в ведении Мингорисполкома УП «Киновидеопрокат» потратило на прокат и рекламу фильма немалые средства.

Что же за зверь такой, этот Госрегистр? «Государственный регистр кино-видеофильмов и кино-видеопрограмм министерства культуры по выявлению кино- и видеопродукции деструктивного содержания». Из одного названия следует неблагодарная роль этого учреждения. И действительно, комиссии при Госрегистре приходится часто говорить прокатчикам «нет». Так, несколько месяцев назад было запрещено пять десятков «пропагандирующих жестокость, насилие и порнографию» видеофильмов во главе со знаменитым «Калигулой» Тинто Брасса. Совсем недавно прогремело известие о запрете демонстрации документального фильма о Василе Быкове и о «приостановлении» прокатного удостоверения фильма Андрея Кудиненко «Оккупация. Мистерии». Но в случае с «Городом Бога» комиссия Госрегистра дошла до совершенного маразма.

Кадр из фильма «Город Бога»
Кадр из фильма «Город Бога»

Известно, что не все члены комиссии голосовали за запрет «Города Бога». Парадокс в том, что большинство «киноцензоров» — высокообразованные и порядочные люди. Поэтому логику решения о запрете понять очень трудно.

Белорусы дожили до того, что в небогатой на культурные события белорусской столице любое неординарное, провоцирующее зрителя на эмоции и не одобренное «сверху» произведение искусства обречено на пристальное рассмотрение цензурой и возможный запрет. Скорее всего, члены комиссии просто перестраховались и решили избавиться от фильма, который создан совсем не в русле идеологии официального белорусского искусства. Хотя, разумно ли требовать от бразильского фильма (созданного, кстати, по всем канонам мирового кинематографа) соответствия современным белорусским стандартам? Но ведь не Госрегистром же приказано равняться на такой «шедевр» киномакулатуры, как «Анастасия Слуцкая»...

Создавать в Беларуси произведения искусства достойные мирового экрана сейчас практически невозможно. Похоже, что скоро станет тяжело просто следить за новинками мирового кино. Нечто подобное уже было в той же Бразилии. Правда, в 1967 году, после прихода к власти военной хунты.

P.S.

Из-за скандала с «Городом Бога» я не смог уделить внимание остальным участникам «Киноформата». Поверьте, это очень достойные фильмы, в особенности картина Ким Ки Дука (на мой взгляд, его лучшая работа). Сходите в кино, пока в ней и в «Затоiчи» Китано не нашли что-нибудь деструктивное.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия