Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Тени забытых предков Тени забытых предков

Сергей Параджанов: Цвет граната

Антон Сидоренко, 17 сентября 2007 г.

Киноклуб «Феномены кино» в кинотеатре «Ракета» открывает свой третий сезон программой, посвященной творчеству Сергея Параджанова.

Кроме четырех шедевров гениального художника от кино будет показана уникальная программа документальных фильмов, в которых можно будет увидеть кадры, не вошедшие в прокатные версии картин Параджанова, а также единственную сцену, которую он успел снять для своего последнего фильма.

Его жизнь и судьба сами по себе достойны быть представленными на экране. Даже если отбросить все небылицы, которые сам Параджанов с удовольствием рассказывал о себе самом, документально подтвержденных фактов его биографии хватило бы на десять самых удивительных жизней. Он произошел из лона одного из самых уважаемых семейств старого Тифлиса, он был учеником одного из создателей искусства кино Александра Довженко, он не раз сидел в тюрьме, его фильмы отвергала массовая публика и награждали самые престижные кинофестивали мира. Он коллекционировал драгоценности и иконы, а из подручного материала на зоне создавал удивительные коллажи и аппликации, которые становились предметом коллекционирования самых известных людей планеты.

Сергей Параджанов был человеком не от мира сего. Его бурную творческую натуру можно сравнить только с харизмой Сальвадора Дали — оба они были прирожденными шоуменами, которые преобразовали не только искусство, но, в первую очередь, мир вокруг себя. Эпатаж и провокация были не только художественными приемами Параджанова, но и его жизненными принципами. Фильмы Параджанова до сих пор не попадают под какие-либо определения или «измы». Если авторскому стилю Андрея Тарковского, пусть и безуспешно, пытаются подражать новые и новые поколения режиссеров, то подражать или хотя бы скопировать кино Параджанова практически невозможно: оно не просто сверхоригинально, оно во многом выходит за рамки того, что мы привыкли называть «кинематографом».

Софико Чиаурели в фильме «Цвет граната»
Софико Чиаурели в фильме «Цвет граната»

Еще более удивительно то, что рождение Автора в Параджанове произошло не сразу. Его первые фильмы, снятые на Киевской киностудии, были настолько посредственными, что Параджанова считали режиссером даже не второй, а третьей категории. И вот на излете хрущевской оттепели на экране появились «Тени забытых предков», которые стали рождением нового гениального художника кино. Сергею Параджанову, может быть, единственному удалось перерасти рамки профессии режиссера. Свои фильмы он творил именно как Художник, и только с живописными полотнами можно сравнить «Цвет граната», «Легенду о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериба». Другой великий живописец от кино, Питер Гринуэй давно объявил о смерти кинематографа как искусства. В картинах Параджанова привычное нам киноискусство умирало каждый раз, чтобы возродиться в совсем ином качестве, на совершенно другом витке существования. В этом смысле ленты Сергея Параджанова стали высшим проявлением личности автора в искусстве.

Авторский мир фильмов Сергея Параджанова состоит из богатейшей художественной культуры сразу нескольких народов — армянского, грузинского, украинского, азербайджанского. Из традиционной этнографии с фольклором Параджанов извлекал удивительные вещи. Фантазии Параджанова мог бы позавидовать сам создатель «Тысяча и одной ночи». Его волшебное искусство настолько отличалось (и отличается) от повседневной действительности, что, в отличие от того же Тарковского, Параджанов до конца не познан и по сей день. Недаром в конце 1980-х его фамилию занесли в список двадцати режиссеров-надежд ХХI века. Современные исследователи утверждают, что его кино принадлежит именно нашей, компьютерной реальности. В том, что гений Параджанова намного опередил свое время, нет никакого сомнения.

Фильмы программы «Сергей Параджанов. Цвет граната» — с 17 сентября по понедельникам в кинотеатре «Ракета».





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия