Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Авиатор Авиатор

«Авиатор»: Раса господ

Антон Сидоренко, 3 марта 2005 г.

Они всемогущи. Они недоступны простым смертным. Они летают в небесах и очень редко спускаются на грешную землю. Но и в этом случае увидеть их можно только через стекла дорогих лимузинов и на страницах светской хроники. Они — хозяева это планеты, они — легенды Америки.

Новый грандиозный киноэпос Скорсезе продолжает его серию из цикла «Великая Америка». Предыдущая часть — «Банды Нью-Йорка» — демонстрировала в наилучшем виде становление американской демократии. «Авиатор» показывает портрет одного из тех, благодаря кому Соединенные Штаты стали грандиозной либеральной империей. Именно такие «граждане Кейны» явились движущей силой североамериканского прогресса. Реальная личность Говарда Хьюза — находка для любого творца: судьба этого человека на редкость кинематографична. Бывают люди (и Говард Хьюз один из них), биография которых представляет из себя готовый киносценарий. Для пущего эффекта в биографии Хьюза нет только лошадей: красивые женщины и скоростные самолеты — что еще надо поместить в кадр, чтобы посильнее приковать зрителя к креслу?

В отличие от «Банд Нью-Йорка», «Авиатор» не украшен клюквенными аттракционами вроде фантастической битвы нарочито-фольклорных уличных банд. Этот фильм — портрет, портрет одного человека в блестящем исполнении Леонардо ДиКаприо. В «Бандах» повзрослевший ДиКаприо выглядел как неуместный двойник Мэтта Дэймона, «Авиатор» же раскрыл еще одну грань таланта совсем взрослой звезды «Титаника». Именно ДиКаприо — тот гвоздь, вокруг которого вращается весь фильм, вращаются все эти маейры, трумэны etc, а также Кейт Бланшетт, Кейт Бекинсэйл, Алек Болдуин, Джон С. Рейли, Иэн Холм, Джуд Лоу, Алан Олда, Уиллем Дефо... «Авиатор» — театр одного актера, где Говард Хьюз в исполнении ДиКаприо несет в себе огромный заряд инфантилизма вечной молодости. Именно молодая энергия исходит от людей, которые управляют этим миром. В фильме мы видим только те пять процентов, ради кого и вращается эта планета. Остальные попадают в кадр только когда необходимо показать их грязные рабочие руки.

Леонардо ДиКаприо в фильме «Авиатор»
Леонардо ДиКаприо в фильме «Авиатор»

Скорсезе удалось создать очень продуманное, симметричное и уравновешенное зрелище. Все спецэффекты, монтажные приемы и ударные сцены в «Авиаторе» удивительно к месту. Фильм заполнен очень равномерным плотным содержанием, почти три часа его действия практически не ощущаются. По форме «Авиатор» скорее напоминает кинороман, на страницах которого нашлось место большинству голливудских жанров. Может именно поэтому академики ориентированного на коммерческий успех «Оскара» и обделили Мартина Скорсезе наградами. «Авиатор» явно не понравиться тому, кто воспитан на железобетонных голливудских схемах, почти не предполагающих соучастия зрителя (в минском кинотеатре «Москва» такие были). Кроме того, трехчасовые полотна-эпопеи — специфический товар, который почти перестали предлагать дистрибьюторы массовому покупателю, а кинематографисты, соответственно, создавать. Впрочем, за что киноакадемики прокатили «Авиатора» мы узнаем, когда посмотрим пока не добравшуюся до наших кинотеатров «Девушку на миллион долларов» Иствуда.

Герой «Авиатора» покоряет скорость, пространство и американскую бюрократическую систему. Он — Победитель по натуре и, как истинный голливудский герой, персонаж положительный. Главный его противник — собственная тень, отражение Говарда Хьюза, кривляющееся со страниц желтых изданий и экрана кинохроники. Самые сильные места в картине — не десятки самолетов на грандиозных съемках фильма Хьюза «Ангелы ада» и не ужасающая своим правдоподобием катастрофа новой модели, а проходы главного героя по красной дорожке под прицелами папарацци. В эти сверкающие и хрустящие отработанными вспышками мгновения раса Господ выглядит как стая аквариумных рыбок под восхищенными взглядами любителей-аквариумистов. И уже непонятно, кто для кого создан: или мы для них, небожителей, или они для нас, наблюдающих за их неминуемым падением, задрав головы на экраны кинотеатров.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия