Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Такси Такси

«Такси»: Разрешено к показу

Антон Сидоренко, 27 ноября 2015 г.

Как известно, запреты только подогревают интерес к творчеству. Иранский режиссер Джафар Панахи, которому официально запрещено не только снимать кино, но и выезжать из страны, исхитрился не просто сделать фильм о жизни среди запретов, но и получить за него «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Оговоримся сразу, фильм Панахи по праву достоин одной из главных фестивальных наград. Обманчиво простой, снятый чуть ли не единственной камерой в салоне автомобиля, «Такси» рассказывает о современном иранском обществе, пожалуй, больше, чем серьезные политологические исследования. Неторопливое роуд-муви кадр за кадром приоткрывает завесу над жизнью в стране, до сих пор считающейся одной из самых закрытых в мире.

Оказывается, в Иране живут такие же люди, как и везде. И эти люди тоже пользуются услугами такси и таксистов. Джафар Панахи не устоял перед искушением воспользоваться избитым приемом и проехать в такси по улицам, чтобы рассказать и свою личную историю, и историю общества, в которой говорят одно, делают другое, а думают третье. Режиссер лично сел за руль автомобиля, сыграв главную роль самого себя. Постоянно находясь в кадре, Панахи одновременно управляет процессом и является его жертвой — в такси постоянно подсаживаются разнообразные пассажиры, большинство из которых каким-то образом связаны с автором. Они-то и определяют маршрут этого обманчиво мягкого, но, чем ближе к финалу, тем более острого фильма-памфлета.

Кадр из фильма «Такси»
Кадр из фильма «Такси»

Парадоксально, Джафар Панахи стал тем, кем стал, именно благодаря общественным и культурным переменам в его стране после 1979 года. Начинавший ассистентом одного из столпов «Иранской новой волны» Аббаса Киаростами, Панахи снимает абсолютно в ее манере — очень просто и вроде бы безобидно. Но видимая бесконфликтность иранского кино всегда компенсировалась постепенно нарастающей драмой противостояния религиозного государства и глобализированной культуры. В «Такси» эта драма обыграна, причем, с большим юмором, через любовь иранцев к кино.

Современные иранцы на кино помешаны. В стране действует своя мощнейшая киноиндустрия, которая может вполне составить конкуренцию даже индийской. Снимать кино учат не только в университетах, но (что отлично обыграно в «Такси») даже в школе. Персонажи «Такси» весьма современные люди (вот, разрушается еще один миф про «отсталый» Иран), только и делают, что пользуются видео-гаджетами. Панахи с едва скрытой иронией показывает, что в мире, где каждый сам-себе-режиссер, невозможно запретить снимать кино. Сама картина якобы снята на автомобильный видеорегистратор, что как раз придает ей оттенок «синема верите». Но никак не театральности.

Кадр из фильма «Такси»
Кадр из фильма «Такси»

«Такси» не замыкается в пространстве автомобиля. Зритель имеет возможность увидеть и почувствовать город, через который путешествует режиссер со своими разнообразными пассажирами, ощутить ритм жизни его людей и улиц. И здесь Панахи вновь наследует классикам неореализма, тридцать с лишним лет назад вдохновивших молодых иранцев снимать правдивое кино про простых людей. «Такси» как раз и состоит из такой правды. Правды не фактической — иранское кино никогда не отличалось натурализмом (кровь на обшивке салона, например, в одном из эпизодов исчезает сама по себе). А правды художественной, в свойственной современному иранскому кино мягкой, но доходчивой манере.

Главное достоинство, «Такси», впрочем, как раз в том, что политика в фильме на втором месте. На первом в нем люди. Ничем не отличающиеся от сидящих перед экраном и так же любящие кино. Чем Джафар Панахи и интересен: его кино по-прежнему находится в человеческом измерении, в отличие от сконструированных фильмов многих представителей импортного арт-хауса, которыми торгуют в «Такси» из-под полы.

Забавно, что еще несколько лет назад «Такси» смотрелось бы слегка по-другому — как едва ли не уникальный случай фильма из страны, в которой запрещают снимать кино. Но времена меняются порой быстрее, чем мы думаем. И здесь «Такси» оказывает неоценимую услугу тем, кто хочет снимать быстро, дешево, а, главное — независимо. И видеорегистратор им в помощь.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия