Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Одинокий остров Одинокий остров

«Одинокий остров»: Балтийский вариант

Антон Сидоренко, 4 марта 2012 г.

Сдержанный и своеобразный темперамент белорусов пришелся по вкусу эстонским и латвийским кинематографистам. В результате совместного творчества появился довольно необычный по теперешним временам фильм, который позволяет осторожно утверждать, что у белорусского кино еще не все потеряно.

Несмотря на то, что Беларусь в последние годы стала одной из самых популярных съемочных площадок Восточной Европы, собственного игрового кино у нас производят до смешного мало. А то, что производят, зачастую очень сложно отличить от плохого российского. К проекту эстонского режиссера Пеэтера Симма и латвийского продюсера Гатиса Упмалиса «Беларусьфильм» присоединился не сразу, зато вложил в него многое. И в моральном, и в материальном смысле.

По сути, «Одинокий остров» стал первым международным проектом «Беларусьфильма» за 20 лет. До этого копродукция по-белорусски выглядела несколько ущербно: зарубежные, в основном, московские кинематографисты использовали минскую студию не более как производственную базу, доверяя местным творческим кадрам второстепенные роли. На этот раз все получилось по-другому — белорусские актеры играли главных действующих лиц, а минская съемочная группа работала и в Беларуси (у нас была снята половина картины, в том числе многие эстонские сцены) и на выезде наравне с латвийской и эстонской.

В результате получился любопытный фильм, действие которого происходит в обеих странах. Назвать его однозначно эстонским или белорусским никак не получится. Пеэтер Симм снимает кино не о национальных особенностях, а о людях. Хотя, конечно, определенный отпечаток национальной принадлежности своих создателей «Одинокий остров» все-таки несет. Благо, обе нации имеют схожий темперамент: «Одинокий остров» получился сдержанным и слегка холодноватым. Несмотря на страсти, которые разворачиваются на экране.

Кадр из фильма «Одинокий остров»
Кадр из фильма «Одинокий остров»

При всей своей киношности, «Одинокий остров» невероятно похож на настоящую жизнь. В том смысле, что все его персонажи безнадежно несчастливы и счастливы одновременно. Авторы сюжета фильма использовали незамысловатый символизм. Каждый человек на земле — это остров, но не в открытом океане, а в архипелаге, составленном из тысяч и миллионов других островов. Таким образом, с каждого острова виден другой и третий, и у каждого из них свои, якобы уникальные проблемы. Но самое главное — несмотря на все ухищрения, люди-острова так и остаются островами. Вместе им сойтись суждено только на краткий миг, имя которому — любовь.

«Актерский» режиссер Пеэтер Симм строит свой фильм на замечательных характерах своих персонажей, часть из которых исполняют белорусы. Причем, работают они гораздо лучше, чем в других картинах «Беларусьфильма». Если молчаливого, но любимого режиссерами Игоря Сигова мы видим на экранах часто, то появление Светланы Зеленковской в такой крупной роли и на большом экране последний раз произошло девять лет назад в приснопамятной «Анастасии Слуцкой». Настоящее открытие фильма — большеглазая Ольга Водчиц, героиня которой уходит от мужа к своей первой любви в Беларуси. Впрочем, венчает актерский ансамбль «Одинокого острова» все-таки семейный дуэт отца и сына Ульфсаков, по фильму, профессора литературы и его непутевого отпрыска-железнодорожника. Знаменитый еще по советскому кино Лембит Ульфсак вырастил себе достойную смену в виде сына Юхана. Для эстонско-белорусского фильма Ульфсаки стали настоящей находкой.

Кадр из фильма «Одинокий остров»
Кадр из фильма «Одинокий остров»

«Одинокий остров» стоит в репертуаре кинотеатров особняком не только из-за своего белорусско-эстонско-латвийского происхождения. По теперешним рациональным временам выпускник еще советского ВГИКа Пеэтер Симм снял чересчур насыщенную персонажами и сюжетными линиями картину. «Одинокий остров» — это философская мелодрама с оригинальной атмосферой и аллюзиями на «Анну Каренину». На фоне куда более прозаических голливудских лент, картина Пеэтера Симма выглядит безусловной поэзией. В то же время это абсолютно современное, европейское кино, в которое совершенно органично и на равных вписались представители нашей страны.

Жаль только, что «Одинокий остров» был выпущен «Беларусьфильмом» у нас в прокат в русскоязычной версии. Хотя в международном варианте с субтитрами в фильме разговаривают на четырех языках — эстонском, латышском, белорусском и русском. Так что наш зритель лишен возможности посмотреть как Светлана Зеленковская и Игорь Сигов разговаривают между собой на эстонском. Наших актеров, разумеется, дублировали, и такой двойной дубляж, с русского на эстонский и обратно, не лучшим образом сказывается на восприятии их персонажей.

Правда, для того, чтобы убедится в том, что белорусские актеры не хуже зарубежных, а съемочная группа (особенно оператор фильма Вадим Потеев) работает не хуже иностранных коллег, пришлось ждать, когда в Минск с предложением сотрудничества приедут латвийский продюсер и эстонский режиссер...





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия