Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Дастиш Фантастиш Дастиш Фантастиш

«Дастиш фантастиш»: Хутка, смачна

Антон Сидоренко, 19 апреля 2010 г.

Почему-то считается, что завлечь зрителя в кинотеатр сейчас едва ли не сложнее, чем снять хорошее кино. Может быть в развитых кинодержавах так оно и есть, но на белорусской студии снимать по-прежнему не умеют. По-крайней мере, комедии.

Наскоро слепленная минувшим летом «киноистерика» (а именно так жанр «Дастиш фантастиш» именуется на афишах) Александра Канановича вызвала интерес не только у членов съемочной группы, как это обычно для белорусского кино. Но даже рядовые зрители, давно забившие на отечественную студию все возможные болты, картиной явно заинтересовались. В кои-то веки выход на экраны нового белорусского фильма сопровождался чем-то похожим на рекламную кампанию, к которой привлекли известных музыкантов и популярные интернет-ресурсы. Были выпущены более-менее заметные афиши, а также (невероятное дело!) сувенирная продукция с многообещающим названием нового фильма. Вершиной рекламной интриги стал хулиганский штамп на рекламных флаерах — «Киностудия «Белерусьфильм» не имеет к этому фильму никакого отношения».

То, что название минской студии уже давно стало антибрэндом, который только отпугивает посетителей кинотеатров, общеизвестно. Но и открещиваться от него авторы «Дастиша» явно поторопились. Александр Кананович сотоварищи подхватил все хронические «беларусьфильмовские» болезни, которые, будем объективны, в той или иной степени характерны для продукции большинства студий постсоветского пространства.

И главная из них — неумение рассказать яркую, захватывающую историю. Сюжет «Дастиша» избит и очень напоминает сюжет фильма «На спине у черного кота» — такой же неудачной беларусьфильмовской комедии двухлетней давности. А в итоге, обе базируются на мотивах (противопоставление «плохого» города и «хорошей» деревни) и характерах персонажей (простоватые существа со среднерусским акцентом) знаменитых «Белых Рос» Игоря Добролюбова. Кстати, единственной удачной белорусской комедии за всю историю. Только Добролюбов снял отличную лирическую ленту, а Александр Кананович пошел по, на первый взгляд, куда более простому пути эксцентрики.

Кадр из фильма «Дастиш Фантастиш»
Кадр из фильма «Дастиш Фантастиш»

Равного Кустурице или Гайдаю авторского почерка молодой белорус (надеемся, временно) не имеет. Компенсировать его отсутствие режиссерским напором и бодрым монтажом не получилось. Сюжетная линия «Дастиша» очень прерывистая, абсолютно нелогичная, ближе к концу и вовсе теряется среди мельтешения множества совершено ненужных персонажей. Комедийный талант Канановича, которым режиссер явно обладает, выразился в небольшом наборе гэгов и шуток, способных вызвать улыбку у не особо привередливого зрителя. В единое целое эти шутки не увязаны.

На клиповое сознание «Дастиш» тоже не ложится: у фильма нет четкого ритма. Такое впечатление, что о монтаже режиссер думал в последнюю очередь. Короткая (80 мин.) картина воспринимается как трехчасовая эпопея.

К неувлекательному сюжету добавляется очень слабая игра актеров, которая в большинстве случаев сводится к неумеренной жестикуляции и гримасничанью. К счастью, тех же самых актеров можно увидеть в Минске в прекрасных театральных ролях. Видать, на площадке «Дастиша» с ними толком не работали. Непрофессионалы, которых в фильме задействована едва ли не треть от всех артистов, выглядят даже получше некоторых именитых.

Впрочем, в объективе камеры московского оператора Алексея Арсеньтьева и любители, и профессионалы похожи на вурдалаков: свет в кадре выставлен безобразно, на коже даже молоденьких актрис поэтому заметны малейшие неровности. Возможно, такое задание Арсеньтьеву, который кстати, снимал нашумевшего «Волчка» Василия Сигарева, дал режиссер — стебаться, так стебаться по полной! Но в итоге персонажи выглядят не смешными, а скорее страшными...

Сергей Журавель в фильме «Дастиш Фантастиш»
Сергей Журавель в фильме «Дастиш Фантастиш»

Картины «Беларусьфильма», в первую очередь, комедии, всегда были во всех смыслах стерильными. Ханжи от редактуры и перестраховщики-авторы удаляли из сценариев не только любые двусмысленности, но и сильные характеры, яркие конфликты. При новом директоре студии Владимире Заметалине любая цензура полностью исчезла (по словам Александра Канановича). Режиссерскую версию картины лишь слегка подсократили, никак кино не испортив (и не улучшив).

Воспользовались свободой творчества авторы неумело. Потому что экспрессивное выражение «Говно крашеное!», брошенное в адрес главного героя его экранным злопыхателем, а также подобные словечки интересней «Дастиш» никак не сделали. А первая фраза фильма про то, что «эта история началась 22 июня, теплым воскресным днем» и ползущий в кадре немецкий танк на фоне мероприятий по поводу празднования 65-летия Победы и вовсе смахивает на кощунство.

Желание авторов постебаться над имиджем «Партизанфильма», а заодно над всеми местными «калдырями», налицо. Только вот время стебаться в стиле приснопямятной газеты «Навінкі» явно прошло. Да и делать это надо умеючи, чтобы не получился, как в данном случае, дешевый водевиль местечкового пошиба.

Руководство студии сделало тактическую ошибку, определив «Дастиш фантастиш» в продукты для большого экрана. DVD, которые обещают выкинуть на прилавки уже к 1 мая, вряд ли смогут окупить затраты на производство. Да и вряд ли белорусские диски в настоящих условиях будут раскупать в массовом количестве. Теперешний уровень профессионального мастерства режиссера, да и остальных участников съемок, годится только для провинциального телеканала.

Короткий рекламный трейлер «Дастиша» — самое удачное место во всем проекте. Думается, если Александр Кананович начнет заниматься короткими телесериалами типа «Маски-шоу», то добьется куда большего. А пока его фильм напоминает дешевый товар из ларьков-закусочных, сям-там разбросанных по белорусской столице: название с местным колоритом, а содержимое банальное и кушать его никак невозможно.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия