Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Особо опасен Особо опасен

«Особо опасен»: Пули над Макэвоем

Антон Сидоренко, 27 июня 2008 г.

Фильм Бекмамбетова ожидали словно второе пришествие. Неужели кто-то серьезно надеялся, что в развлекательном кино можно произвести революцию или что русские перестроят Голливуд?

На фоне фактически провального сезона творение от создателя «Дозоров» выглядит более-менее оригинально, хотя это как раз тот случай, когда можно смело говорить о завышенных ожиданиях.

Помню, как-то один белорусский пивзавод вложил кучу креатива в оригинальную рекламу, народ ломанулся за жидким продуктом, а продукт оказался все той же мочой, что и раньше. Голливудский дебют Тимура Бекмамбетова пропиарен на всю тысячу процентов, но сказать, что после «Особо опасен» люди выходят из зала как громом пораженные, нельзя. Веселый эзотерический кич «Дозоров» был уместен именно в России, где словосочетания «Жанна Фриске» и «Верка Сердючка» наполнены минимальным смыслом. Но в далеком Голливуде гению клиповой нарезки можно было опереться только на незамысловатые спецэффекты вроде вечно заторможенных пуль от родной компании «Базилевс».

Анджелина Джоли в фильме «Особо опасен»
Анджелина Джоли в фильме «Особо опасен»

В том, что касается спецэффектов, визуальных аттракционов и компьютерной графики, Бекмамбетов сработал на все сто. «Особо опасен» — динамичное, агрессивное зрелище, может быть, чересчур кровавое, но очень даже смотрибельное. Хотя по настоящему впечатляет только пара сцен (героиня Джоли учит новичка ехать на крыше вагона в тоннеле и падение поезда в пропасть). По выходе из зала понимаешь, что все кино Бекмамбетов по-сути построил только на одном эффекте все тех же летящих пуль крупным планом. В промежутке между пулями он поместил довольно плоское содержимое, вроде малоубедительной истории лузера-клерка, которого вдруг сделали суперкиллером.

Оставим за скобками зашкаливающий за все мыслимые пределы уровень бессмысленной жестокости, которой пропитана картина. Может быть в оригинальном комиксе все так и прописано. Не знаю, не листал. На мой взгляд, лента отражает лавину насилия, захлестнувшую современное российское общество и масс-культуру. Вспомним «Город грехов» Родригеса и Миллера, в котором кровь обозначена белым цветом или «Убить Билла», где самая жуткая резня сдобрена толстым слоем авторской иронии. Бекмамбетов режет по-настоящему и, такое впечатление, что с тупым удовлетворением некрофила. В его комиксе нет ощущения «понарошку», которое есть в абсолютно всех американских кинокомиксах-сказках. Еще бы! Российская реальность покруче американского комикса.

Джеймс Макэвой в фильме «Особо опасен»
Джеймс Макэвой в фильме «Особо опасен»

Именно в вечно мрачную, смертельно опасную, сплошную Россию постарался превратить Бекмамбетов обычно солнечный Нью-Йорк, а голливудских красавцев он сделал издерганными в московских пробках существами. Пресловутая Анджелина Джоли выглядит как безжалостная капитан СМЕРШ Романова из одной из серий про Бонда, а Джеймс Макэвой, такой очаровашка в недавнем «Искуплении», в некоторых кадрах реально похож на опухшего от беспробудных съемок Михаила Ефремова. Для пущего эффекта его озвучивает Сергей Безруков, что есть очень неудачный ход. Потому что, наблюдая за игрой сдержанного Макэвоя, так и представляешь себе активно гримасничающего в тон-студии Ираклия. Куда удачнее выглядят титры на кириллице, которые обозначают русских членов съемочной группы, среди общей голливудской латиницы и корявый русскоязычный зачин бодрой финальной рок-композиции. Намек ясен — и так глобализированный по самое немогу Голливуд получил и русскую ноту.

«Дозоры» вставляли своим варварским смешением голливудского драйва и российского гламура. Увы, но Бекмамбетов постеснялся перенести московских глянцевых вурдалаков на американскую почву (а может продюсеры не позволили?). «Особо опасен» в основном построен на визуальной идеологии «Матрицы». Замученный офисным рабством герой Макэвоя также слабо пищит что-то в начале про купленный в икее стол, на котором коллега сношает его подружку. Что, вкупе с клавиатурой по морде, должно, по идее, означать слабый привет Бекмамбетова «Бойцовскому клубу» Финчера. Но герой Макэвоя отличается от героя Эдварда Нортона как небо и земля. Ведь первый решается на офисный бунт только когда его принимают в братство киллеров.

К сожалению, надежды тех, кто верил, что русский впрыснет Голливуду свежую кровь, не оправдались. Бекмамбетов, скорее, похож на хромого Тамерлана, который привык кровь как раз таки выпускать. Впрочем, может, Голливуду сейчас нужна именно такая процедура.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия