Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Любовь в СССР Любовь в СССР

«Исчезнувшая империя»: Без позитива

Антон Сидоренко, 6 апреля 2008 г.

Незаметно схлынула волна советского ретро. Дурацкие майки с надписью «СССР» перестали быть остромодными у определенной категории носильщиков маек. Недавнее прошлое со всеми его материальными атрибутами в виде «Запорожцев», очередей за пивомквасом из железной бочки и треугольными пакетиками молока подернулось патиной времени.

Зыбкое нефтегазовое благосостояние начала двухтысячных заслонило собой тень империи всеобщего равенства со всеми его достоинствами и недостатками. И теперь единственный смысл возвращения в прошлое (для тех, кто, естественно, в этом прошлом жил) — возвращение к самому себе, самоедское исследование в духе: «А если бы я сделал вот так?..»

Новый фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» поначалу был воспринят многими как попытка вернуться в профессию, не более того. После провальных «Дня полнолуния», «Ядов» и «Всадника по имени Смерть» в гендиректоре «Мосфильма» Шахназарове больше видят успешного менеджера, чем талантливого режиссера. Между тем, ему удалось снять интересное, умное и во многих местах тонкое кино.

«Исчезнувшая империя» — своеобразный ностальжи-трип в годы молодости самого режиссера, а именно, в середину 1970-х. Но обычный для такого кино тон «трава зеленее, деревья выше» в фильме Шахназарова отсутствует. Розовой романтикой в «Исчезнувшей империи» не пахнет. Хрупкие чувства сразу сталкиваются с суровой правдой жизни. Главный герой, первокурсник Сергей влюбляется в первокурсницу Люду, но, как часто бывает, сдуру разрушает свое счастье. И, в отличие от голливудских мелодрам и подростковых комедий, уже не может вернуть его обратно.

Александр Ляпин и Лидия Милюзина в фильме «Исчезнувшая империя»
Александр Ляпин и Лидия Милюзина в фильме «Исчезнувшая империя»

С подачи разномастных реставраторов к откинувшемуся в 1991 году тоталитарному монстру в российских, а особенно белорусских СМИ теперь принято относиться сдержанно-почтительно. Или по-щенячьи радостно восхищаться разнообразными советскими достижениями вроде полета Гагарина. В «Исчезнувшей империи» не нашлось места большому миру, в котором летали в космос и строили БАМ. Шахназаров также не обличает и не разоблачает. Он просто показывает, что у империи не было шансов еще за полтора десятилетия до ее официального распада. И не потому, что продвинутая московская молодежь была насквозь пропитана чужеродным влиянием в виде западной музыки и потихоньку начинала курить травку. (Сцены с невинными по теперешним временам студенческими шалостями, может быть, самые слабые в фильме). А потому что вязкое время застоя поглощало всю жизненную энергию жителей империи.

В фильме есть все вышеупомянутые материальные атрибуты брежневского правления в виде молочных пакетов и запорожцев плюс очень точное ощущение времени. В интервью Шахназаров рассказывает, как тяжело было восстановить для съемок материальный мир тридцатилетней давности. Тем не менее, «Исчезнувшую империю» удалось сделать правдоподобной не только благодаря работе художника-постановщика. Лица актеров, даже статистов на втором плане, из тех, уже подзабытых времен. Говорят, что исполнитель роли Сергея Александр Ляпин похож на Федора Дунаевского из «Курьера», главного фильма Шахназарова. Возможно, так оно и есть. «Курьер» Шахназаров снимал в середине восьмидесятых про середину восьмидесятых, а «Исчезнувшая империя» все-таки ретро. Шахназарову удалось перенастроить современных актеров на нужный лад. Сергей и его дружки из поколения семидесятых уже не такие романтики, как их родители-пятидесятники. Но им далеко до цинизма поколения девяностых.

Армен Джигарханян и Александр Ляпин в фильме «Исчезнувшая империя»
Армен Джигарханян и Александр Ляпин в фильме «Исчезнувшая империя»

Отдельного внимания достоин финал ленты, в котором постаревший Сергей (Шахназаров не решился показать его на экране) встречает своего друга (его в финале играет Владимир Ильин). Этот финал можно было без ущерба для сюжета упустить, но тогда меняется весь смысл фильма. Без этого грустного окончания зритель еще может надеяться на воображаемый хэппи-энд. Но явно уставший развлекать Шахназаров показывает внешне успешных «семидесятников» разочарованными жизнью. И остается непонятным, или это неизбежное разочарование от прожитых лет (доживем, поймем), или привет от исчезнувшей империи, которая своим развалом исказила миллионы судеб.

В общем, «Исчезнувшая империя» не отличается изобилием «позитива», а значит, вряд ли может считаться кассовой по теперешним временам, в которых от кино ожидают только самых приятных, но и самых примитивных эмоций. Зато картина Шахназарова подкупает своей искренностью, которая стоит дороже любой кассы.

Посмотреть и побеседовать об «Исчезнувшей империи» Карена Шахназарова можно в понедельник 7 апреля в 16.30 и 19.00 в киноклубе «Феномены кино» в минском кинотеатре «Ракета».





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия