Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Монтана Монтана

«Montana»: Калифорнийский централ

Антон Сидоренко, 7 февраля 2008 г.

Режиссер и продюсер Александр Атанесян продолжает разрабатывать криминальную жилу. Перебравшись с кавказских гор, где проходили суровую школу жизни малолетние диверсанты из «Сволочей», в солнечную Калифорнию, Атанесян себе не изменяет. Его кино по-прежнему простое, доходчивое, пытающееся выдавить скупую слезу и затронуть потаенные струны в душах неискушенных киноизысками зрителей.

Очередной российский прорыв в Голливуд выглядит скромно. Собственно, сама по себе «Монтана» не тянет больше чем на категорию «В». То есть, эта картина ничего не потеряет от просмотра на DVD или в домашней сети. Это вполне стандартная история, словно списанная с голливудских аналогов пятнадцати-двадцатилетней давности. По сравнению с нарывавшимися на скандал с самого начала «Сволочами» «Монтана» зрелище довольно скромное и предсказуемое. Чем-то оно даже напоминает культового «Брата-2». Действие «Монтаны» происходит в Америке, но почти все персонажи русские. Главного героя — добродушного киллера Николая по кличке Монтана — играет Олег Тактаров — звезда боев без правил, уже давно и не без успеха покоряющий Голливуд.

Не знающий ни слова по-английски Монтана попадает в традиционный для героев такого рода переплет: противная мафия (одного из мафиозо весьма живописно изобразил сам режиссер Александр Атанесян) заказывает ему убийство невинной женщины. Женщина киллера не дожидается, сама режет вены в ванной. После чего Кольку Монтану пытаются убрать, но не тут-то было. Отмотавший два срока в Сыктывкаре и Коми (чему порукой два трогательных синих купола в районе левого соска) Монтана, видать, не зря на зоне шконку мантурил. Вместо традиционного для зэка лесоповала или пошива телогреек a-la Hodorkovsky похожий на медведЯ и украшенный живописными шрамами Колька, наверное, изучал хитрые спецназовские приемы. Одной левой с первого удара он укладывает в нокаут своих брутальных противников. Попутно он пытается попасть (и попадает) в мечтаемый с детства штат Montana, находит себе женщину с ребенком и вершит справедливость в стиле «нам не надо сто тысяч песо!»

Олег Тактаров и Скарлетт Макалистер в фильме «Монтана»
Олег Тактаров и Скарлетт Макалистер в фильме «Монтана»

На фоне того же «Боя с тенью-2», фильма со схожим сюжетом, «Монтана» выглядит скорее камерной криминальной драмой, чем боевиком. Дерутся в фильме не так часто, как хотелось бы, и не так красиво, как можно было ожидать от чемпиона по боям без правил и постановщика киношных драк Тактарова. Более того, в фильме нет ни одной приличной погони или перестрелки, что для Голливуда совсем уж нехарактерно. Периодически переходящее в роуд-муви зрелище держит только за счет грамотного сценария и диалогов. Атанесян — мастер подавать интересно любую лабуду. Фильм с десятком персонажей, которые большую часть времени передвигаются по гористой американской местности под русский блатняк, который принято называть шансоном, может зацепить только своей бесхитростной прямотой и грубоватым, но сочным юмором, спрятанным под нахмуренными бровями русско-калифорнийских мафиозо.

В отличие от нацеленных на тинэйджеров «Сволочей» (хорошо звучит фраза, не правда ли?), «Монтана» в новейших тенденциях российского проката рассчитана на более взрослую категорию зрителей. Молодых персонажей, с которыми бы могли отождествлять себя подростки, в ленте нет. Все персонажи этакие тертые калачи с мятыми рожами и характерным прищуром. Причем, актеры идеально попадают в свои типажи: рожи в самом деле получились отвратные, но правдоподобные. Такие каждый день встречаешь на улице и веришь, что под одеждами у них соответствующие русалки и купола. Жаль, что «Монтану» не видел нынешний оскаровский выдвиженец Дэвид Кроненберг. Ему стоило бы позаимствовать у Атанесяна актеров для своего нашумевшего криминального нуара.

Игорь Миркурбанов и Олег Тактаров в фильме «Монтана»
Игорь Миркурбанов и Олег Тактаров в фильме «Монтана»

В полном соответствии с традициями русского критического реализма персонажи «Монтаны» изъясняются корявыми, сочными фразами, в которых пару раз проскальзывает легкий матерок. Последнее — еще одна тенденция современного российского кино, которому пока, к счастью, далеко до постарантиновского Голливуда. На всякий случай для чрезмерных блюстителей нравственности стоит отметить: сознание подрастающего поколения сейчас формирует телевидение и интернет. По сравнению с Ксюшей Собчак, эскапады которой регулярно демонстрируют по музыкальным каналам, специально предназначенным для подростков, гангстеры из «Монтаны» изъясняются как выпускницы пансиона благородных девиц и вряд ли способны оскорбить хоть чей-нибудь слух.

Да и вряд ли бизнесмен от кино Атанесян стремился испортить чей-то вкус или растлить подрастающее поколение. Никакая «Монтана» не в состоянии способствовать большей криминализации сознания россиян (и значительной части белорусов), чем сама обстановка страны, в которой еще пару поколений назад половина народонаселения сидела, а вторая половина сторожила. С другой стороны «Монтана» не претендует и на эстетизацию криминального поведения и гангстеризма с той же художественной силой, как это делали режиссеры голливудских гангстерских боевиков 1930-40-х. «Монтана» просто подстраивается под вкусы соответствующим образом настроенной публики. И никто в этом не виноват, кроме самой публики.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия