Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Беовульф Беовульф

«Беовульф»: Гибрид на распутье

Антон Сидоренко, 10 декабря 2007 г.

Реакция публики и специалистов на новый фильм Земекиса противоречивая. Никто не знает, как относиться к странному гибриду игрового кино и компьютерного мульта, да еще и по староанглийскому эпосу черт-знает-какого средневекового столетия. Видимо поэтому кассовые сборы «Беовульфа» в мировом прокате пока не впечатляют.

Задумывая и создавая «Беовульфа», Роберт Земекис разложил яйца сразу по нескольким корзинам. Во-первых, «Беовульф» призван под знамена новых технологий. И не только в области киносъемок, но и кинопроката: основную прибыль планируется получить от проката в аймаксах и прочих трехмерных кинотеатрах-аттракционах, т.е. на том поле, где пираты и интернет пока бессильны. Во-вторых, «Беовульфа», которого в англоязычных странах, надо полагать, изучают в школах, с таким размахом еще никто не экранизировал (предыдущая попытка 1999 года с Кристофером Ламбертом в главной роли была так себе). А быть первопроходцем — задача сверхпочетная и гарантирует внимание не только пресловутых поедателей поп-корна. Короче, Земекис рассчитывал сделать не просто аттракцион, а фильм-событие, которое перевернет представление о кино как таковом.

Революционеров в истории кино было много, а революций только две, даже одна с половиной. Первая революция состоялась, когда в кино пришел звук. Вторая (или, скорее, пол-революции), когда кинопространство стало цветным. Теперь намечается третья. По идее, она должна объединить привычное кино с актерами и компьютерную анимацию в некий гибрид и открыть новую эру в индустрии развлечений. Новые технологии решают многие проблемы и избавят кино от прежних недостатков — громоздких комплексов киностудий, случайностей в момент съемок и непомерных гонорарных аппетитов звезд. Собственно, живые актеры при съемках пока еще нужны, но исключительно как модели. Главная работа отныне выполняется в послесъемочный период. Режиссер теперь может вытворять со своими подопечными героями все, что захочет: менять им тела как перчатки, конструировать фантастические ин- и экстерьеры. В общем, возможности кино теперь ограничены только воображением авторов. В каком-то смысле кино сравнялось с литературой — у творцов теперь нет физических преград.

Рэй Уинстон в фильме «Беовульф»
Рэй Уинстон в фильме «Беовульф»

Дело за тем, как воспримет новую революцию зритель. И что произойдет при этом с искусством кино. Которое, впрочем, по мнению многих практиков и теоретиков, скончалось примерно в момент изобретения домашнего видео. Первый блин Земекиса, который назывался «Полярный экспресс» и все роли в котором благодаря новой технологии исполнял бывший Форест Гамп Том Хэнкс, оказался комом. С «Беовульфом» тоже не все понятно. Если в Беларуси и России залы оказались заполнены, то на родине фильм Земекиса бурного энтузиазма не вызвал. По крайней мере, Зак Снайдер и Фрэнк Миллер с их ожившим комиксом «300 спартанцев» стартовали куда веселее.

В Минске публика заполняла залы явно в надежде на крутое мочилово. И с первых же кадров с рядов чипсоедов раздавались разочарованные возгласы: «Блин! Это, оказывается, мультик...» И не самый динамичный при этом. Земекис и его соавторы Роджер Эйвери и Нил Гейман сотворили что-то похожее на компьютерную игрушку, где герой сначала долго-долго куда-то идет, потом сражается, а потом снова долго-долго куда-то идет. Конечно, картинка «Беовульфа» сделана почти идеально. В некоторых местах абсолютно непонятно, живые люди в кадре или все-таки графика (наверное, все же графика). Но средневеково-скандинавский мир «Беовульфа» куда скромнее «Спартанцев» и даже новозеландских горных вершин из трилогии Питера Джексона. Особой фантазии художники студии Земекиса не проявили. По крайней мере, такой фантазии, которая соответствовала бы масштабу эпоса. Глобального разочарования не случилось (была же еще и сверхпримитивная «Троя» Вольфганга Петерсена, которая оказалась недостойной даже подметки старика Гомера). Но все же...

Рэй Уинстон и Энтони Хопкинс в фильме «Беовульф»
Рэй Уинстон и Энтони Хопкинс в фильме «Беовульф»

«Беовульф» полон чудесных мелочей вроде рисунков на короне Хротгара. Но эти мелочи способны отметить только натуры внимательные и художественно одаренные, которых среди массового зрителя сейчас, увы, не так то и много. «Спартанцы» в этом отношении гораздо более цельное зрелище, которое брало общей красотой, напором и свежестью. Совершенно новое по технологиям зрелище Земекиса сделано по привычным шаблонам видеоигр и анимэ (особенно сцена с драконом). Кроме того, за благими достижениями «performance capture» потерялась игра не самых плохих артистов, вовлеченных Земекисом в компьютерную авантюру. И искусственное тело Анджелины Джоли (которое даже лучше настоящего) не вызвало больших эмоций.

Однако считать «Беовульфа» провалом нельзя. Фильм все равно смотрится интересно и необычно. Жаль, что оценить эту необычность могут не все. Стандартизированное мышление среднего зрителя к подобным новинкам пока не привыкло. В чем нет ничего удивительного. Радикальные новшества поначалу воспринимает только небольшая часть всегда готовых к переменам. Станет ли «Беовульф» ступенькой к чему-то абсолютно новому? Кино сто лет колебалось между правдивым отображением реальности и созданием реальности параллельной. Настало время выбирать.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия