Антон Сидоренко, 25 марта 2007 г.
Теперь-то совершенно ясно, кому нужно было доверить экранизацию бессмертной трилогии Дж.Р.Р. Толкиена! Заку Снайдеру и Фрэнку Миллеру, авторам пока самой громкой премьеры 2007 года. Их совместная работа «300 спартанцев» (Снайдер режиссер, Миллер — художественная концепция) одновременно и триумф новых изобразительных технологий Голливуда, и сверхадекватный перенос эстетики комикса на большой экран. Этот фильм — ассиметричный ответ Голливуда на Home Video, которое уже давно дискредитирует само понятие кинематографа. «300 спартанцев» можно смотреть только в кинотеатре, причем с хорошим звуком. Жаль, что в Минске нет кинотеатров системы IMAX. В них фильм Снайдера и Миллера показывают в совсем уж грандиозном 3D варианте.
Комиксы, как идеальное соединение сюжета и картинки, были одним из предшественников кино. Вспомним, что знаменитый «Политый поливальщик», первый игровой фильм в истории кино, был снят именно по газетному комиксу. Но «300 спартанцев» не обычная экранизация истории в картинках. Эта лента — один из самых грандиозных киноаттракционов Голливуда, важнейший этап в его истории с 1977 года, с момента выхода первой части «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Его авторы воистину гениальные люди, потому что сумели возродить уже начавший угасать интерес публики к заокеанской Фабрике грез. За счет комиксов Голливуд питается уже многие годы. И в этом сезоне нас ожидает немало премьер, главной из которых, конечно же, будет «Человек-паук 3». Но голливудские студии-мейджоры обычно берут от комиксов только сюжет и внешний вид героев. А сюжеты комиксов, как правило, не сложные. Сложный сюжет комикс только перегружает. Нюансы и психологические изыски — то, что и доставляет удовольствие ценителям, в комиксах (разумеется, хороших, вроде творчества того же Миллера) передаются через стиль.
Джерард Батлер и Лена Хэди в фильме «300 спартанцев»
Собственно, стиль и есть главное комиксовое содержание. Сами сюжеты, как правило, вторичны и примитивны. Поэтому буквальные голливудские экранизации вроде «Супермена», «Человека-паука» и недавнего «Призрачного гонщика» по сериям все того же Миллера уже давно всем приелись и только дискредитируют и Голливуд, который все обвиняют в отсутствии свежих идей, и сами комиксы.
«300 спартанцев» американский кинокомикс реабилитируют. Все дело в использовании уже отработанной на нескольких предыдущих фильмах технологии, при которой живые актеры потом обрисовываются на компьютере художниками. Четыре года назад дебютант Керри Конран создал своего «Небесного капитана», на мой взгляд, — до сих пор лучший фильм по этой технологии. Конран во многом следовал традиции анимэ. Снайдер создает целиком голливудское зрелище — динамичное и энергичное. Гораздо более цельное, чем «Город грехов» Роберта Родригеса, который тоже сделан совместно с Фрэнком Миллером. Сюжет «Спартанцев» предельно прост. И лишь немного опирается на школьный учебник по истории для шестого класса.
Орды персидского царя Ксеркса нападают на Древнюю Грецию. Противостоять врагу решается только спартанский царь Леонид и его 300 ближайших соратников — профессиональных воинов, воспитанных в жестком, аскетичном стиле. Пока Леониду и его бойцам удается сдерживать персов, в самой Спарте его жена сражается с оппозицией. Но вот предатель показывает персам обходной путь, и 300 спартанцев принимают последний неравный бой.
Дэвид Уэнхэм в фильме «300 спартанцев»
Понятно, что от реальной истории в «Спартанцах» осталось немного. Тем и хороши комиксы, что позволяют своим создателям всякие эксперименты. Спартанцы по Миллеру похожи на идеальных 300 спартанцев атлетов Фидия и Поликтета. Они даже не носят доспехов, прикрывая могучую рельефную грудь лишь щитом, украшенным чем-то напоминающим шеврон. Гораздо изощреннее выписаны персы. Они больше смахивают на персонажей все того же Толкиена — троллей, орков и т.п. нечисть. Особенно удивляет царь царей Ксеркс — явно бисексуальный великан с пирсингом во всех возможных местах. Беседа Леонида с Ксерксом — единственный момент, где авторы рассчитывали на смех зрителя: все выглядит так, будто перс снимает грека. В остальном доминирует героико-патриотический пафос, который благодаря невероятно яркому и красивому стилю фильм совсем не портит. «300 спартанцев» по стилю и способу манипуляции зрительским вниманием безупречен и напоминает ленты Лени Рифеншталь. Словосочетание «триумф воли» вспоминаешь в финале. Спартанцы, как и следует из истории, погибают, но остаются моральными победителями. Их дух оказывается тверже, и собравшееся по их примеру греческое войско разбивает персов.
В каждой рецензии на «300 спартанцев» обязательно сказано, что фильм прямо-таки пропитан кровью и насилием. И действительно, сидевшая со мной рядом в кинотеатре «Москва» женщина лет 50 выдержала только первые 40 минут фильма, а потом сбежала. Но, наверное, она просто не привыкла к современному кино. Вся кровь в «Спартанцах» нарисованная и натурализмом «Апокалипсиса» Гибсона здесь и не пахло. И кровь, и потроха в воображении Фрэнка Миллера удивительно красивы. Как красивы и трупы павших спартанцев. Пронзенные мириадами персидских стрел, они живописно разложены по поле брани, и каждый — идеальная копия святого Себастьяна. Не удивительно,что минские чипсоеды при просмотре «Спартанцев» ведут себя как римский плебс на гладиаторских ристалищах: вопят и стонут при самых кровавых эпизодах.
Лена Хэди и Доминик Уэст в фильме «300 спартанцев»
При этом, в минском прокате фильма могло и не быть. Прямо перед премьерой в обстановке повышенной секретности прошел спецпоказ, на котором комиссия решала, показывать фильм Зака Снайдера минчанам или нет. Ситуацию подогревала информация о запрете фильма в Иране. Как-никак, Минск и Тегеран — стратегические союзники. Учитывая новейшую историю, в частности, скандальное прекращение проката «Кода Да Винчи», над «Спартанцами» в Беларуси висела угроза куда более значительная чем персидское вторжение. В итоге все-таки разрешили.
Комиссия собиралась не зря. Как и «Александр» Оливера Стоуна, «300 спартанцев» фильм гораздо более актуальный, чем может показаться. Предвзято настроенный геополитик увидит в ленте одну большую метафору о столкновении цивилизаций. Под спартанцами можно подразумевать коренных жителей западного мира, а под персами — орды эмигрантов. В этой связи фраза Леонида «нас мало, но мы остановим азиатские орды» выглядит вполне однозначной.
Кстати о политике. В свете последних эволюций российско-белорусских отношений «Беларусьфильму» следовало бы поручить съемки кинокомикса о битве под Оршой.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...