Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Путеводитель Путеводитель

«Путеводитель»: Киев в формате

Антон Сидоренко, 21 марта 2006 г.

Наконец-то на минском экране появился фильм, способный вызывать споры.

В ровной череде безликого кинорепертуара эпатирующий «Путеводитель» Александра Шапиро показался если не глотком свежего воздуха, то, по крайней мере, чем-то однозначно оживившим наш забуксовавший «Киноформат».

В мартовском «Киноформате» были неплохие ленты «Преданный садовник» бразильца Фернанду Мейрилеша, автора скандального «Города Бога», и «Распутник» Лоуренса Данмора. И та, и другая — экранизации. Первая, великолепная, — политического романа с любовным контекстом, вторая, похуже, — исторической драмы с контекстом биографическим. Фильм украинца Шапиро на фоне этих дорогих и более-менее прокатных постановок словно из другой вселенной. Малобюджетное, откровенно эпатажное произведение, которое скорее всех остальных фильмов нынешнего «Формата» относится к категории искусства.

Уже то, что этот фильм украинского производства, привлекает к нему внимание. Хотя украинские компании и разворотливее, чем задубевший под тяжкой дланью государства «Беларусьфильм», на современном кинорынке Украина практически незаметна. И выделяется только во время совместных постановок, вроде «Восток-Запад» Режи Варнье, «Водитель для Веры» Павла Чухрая и «Девятая рота» Федора Бондарчука. Но, как кинодержава Украина имеет большую историю. Достаточно вспомнить имена Довженко, Параджанова, работающую сейчас очень активно Киру Муратову. Чтобы не говорили об интернациональном таланте этих киногениев, на всех их сильно повлияла украинская культура. Нетрудно заметить, что основные достижения Украины связаны с кино высокохудожественным, далеким от мейнстрима.

Кадр из фильма «Путеводитель»
Кадр из фильма «Путеводитель»

Александр Шапиро явно старается делать «непохожее» кино, предназначенное для фестивалей и рассчитанное на маргиналов. Обозвать «Путеводитель» арт-хаузом, как это сделал один из обозревателей, язык не поворачивается. Этот почти двухчасовой фильм похож скорее на изощренный хэппенинг, трудноопределимое произведение современного искусства. В некоторых местах «Путеводитель» выходит из зоны кинематографа и активно вторгается на территорию видео-арта. Как и всякое произведение «contemporary art», фильм предназначен скорее для узкого круга понимающих, чем для публики, пускай даже такой специфической, как публика минского «Киноформата». Недаром прокатчики заманивали минчан на «Путеводитель» обещанием документальной комедии.

Безусловно, комедийные моменты в фильме Шапиро есть и их немало. О жизни современного мегаполиса и его жителей-мутантов рассказывать без смеха порой невозможно. Киев у Шапиро предстает как одна из граней человеческой комедии, которую уже не одно десятилетие фиксирует в своей Одессе Кира Муратова. Персонажи комедии занимаются поиском новой квартиры, телок для секса и смысла жизни в огромном, наполненном бетоном и машинами пространстве, чем и является современная украинская столица. «Мать городов русских» по «Путеводителю» — это разделенное рекой на два берега скопление многоэтажных зданий; автодорог, по которым весь фильм несутся какие-то очередные «железные братья»; сосредоточение плотских инстинктов на обломках культурного прошлого. Герои «Путеводителя» выглядят варварами среди руин былой цивилизации, о которой вскользь упоминает Шапиро.

Владимир Горянский в фильме «Путеводитель»
Владимир Горянский в фильме «Путеводитель»

Не пересекающиеся между собой в одиннадцати новеллах персонажи фильма — лучше, что есть в «Путеводителе». Как следует из пояснений, многие актеры — непрофессионалы. Тем удивительнее и натуральнее кажутся их диалоги, явно возникшие не без большой любви к опять же Муратовой. Работа с актерами — самое сильное в режиссерской работе Александра Шапиро. А вот монтаж словно нарочно выполнен в монотонном стиле, заставляющем засыпать даже подготовленного зрителя. Некоторые куски вызывающе некинематографичны, например вступительный и финальный монологи «от автора», которые придают «Путеводителю» псевдофилософский оттенок. До придела обработанное на компьютере в стиле экспериментального кино изображение в такие моменты практически не работает и не воспринимается, несмотря на клиповый монтаж. Как не запоминается и саундтрек, явно призванный организовывать звуковое пространство этого фильма, созданного в стиле «эстетики безобразного».

«Путеводитель» — уже второй полнометражный фильм Александра Шапиро. К сожалению, его первая полнометражная работа «Цикута» (говорят, такая же провокативная и интересная) к нам пока не попадала. Но заявлять о каком-то особенном стиле Шапиро пока, думается, рановато. Хотя «Путеводитель» и участвовал в форуме молодого кино Берлинского МКФ прошлого года, на новое слово в кино он явно не тянет и именно из-за своей подчеркнутой фестивальности. Слишком много в картине Шапиро реверансов в сторону выходящего из художественной моды некрореализма. Не обошлось и без явного влияния великих имен. Из последних можно назвать уже упомянутую Муратову, Александра Сокурова (ретроспектива которого с 3 апреля начинается в кинотеатре «Ракета») и одессита Дзигу Вертова, идеология чьих «Киноков» пронизывает «Путеводитель» с ног до головы.

Фильм Александра Шапиро привезли в Минск явно случайно, да и в зрительские и кассовые фавориты такие картины, как правило, не попадают. По большему счету, «Путеводитель» оказался не заявленной документальной картиной о жизни современного Киева, а предметом исследования для специалистов-искусствоведов и шоком для части минской публики. Но, похоже, электрошок — то, что сейчас нужно и всему мировому кино и конкретному белорусскому обществу.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия