»Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления, как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять...»
очень интересный фильм, но многое не рассказываться. например обучение офицеров вермахта в ссср. или совместный парад вермахта и красной армии в Бресте.
да и во многом сказанном про фашистскую Германию можно провести параллели с советским союзом, но в фильме по понятным причинам это умалчивается.
без комментариев.
каждый человек должен это посмотреть. просто обязан.
я фигею без баяна! прям выснение отношений начинается.
2 Ксю
Спасибо за "живой" и пробуждающий интерес отзыв. из-за него я попал на фильм. Решил проверить так ли на самом деле всё страшно.
Вообще здоровский документальный фильм, вот тока юмор закадрового голоса диктора чрезмерно пропитан советской пропагандой и плоскими шутками.
Правда угорзы фашизма я не ощутил: ИМХО, деньги правят миром.. (хотя спорно).
зы: а ещё говорят, что М. Ромм после кино поехал крышей...
to forjuk:
А почему это мой ВКУС Вас вообще касаться должен, и уж тем более - пугать? :)
Ромма я не поучаю и не назидаю - не одной я с ним величины, чтобы судить его вообще, и снисходительно - в частности :) Я высказываю свое мнение: о фашизме, о фильме, как цельном кинопродукте, и о подаче темы фашизма в этом кинопродукте.
Поэтому не пугайтесь Вы так - здоровье дороже и не давайте спешных советов человеку, которого не знаете вообще :)
Не знаю, что больше пугает - то, что человек, потрясён "Вавилоном", но считает, что "Обыкновенный фашизм" - это всего лишь "хорошо", или что этот же человек поучает Ромма и эдак назидательно и снисходительно оправдывает его ошибки. Может, будем поскромнее и поумнее?
Обыкновенный (?) фашизм
«Гитлер. Восхождение дьявола», «Секреты Рейха. Тайны нацизма», «Убить Гитлера», «Адольф Гитлер», «Гитлер: последние десять дней» - первые 5 фильмов схожей тематики, пришедшие в голову. Абсолютно несвязанная между собой подборка с такими многообещающими названиями, что некоторые даже хочется посмотреть. И знаете почему? Потому что доходно. Я, правда, думаю, что сейчас тема фашизма – это бизнес. Грустно, но на этом тупо зарабатывают деньги: раскрывают новые «тайны», ищут сенсации, лепят характер главного героя в многочисленных художественных фильма. Это как египетские пирамиды, или походы Наполеона: загадочно и величественно, потому что история. Но история – «дела давно минувших дней», история не имеет живых свидетелей, а фашизм – имеет, и потому не считаться с ними, с их памятью, личным опытом, а рукоплескать лишь фантазиям режиссеров, пусть и талантливых, как-то неправильно…
«Обыкновенный фашизм». Авторский фильм Михаила Ромма, имевший большой резонанс в Советском Союзе: 138 минут деятельности Гитлера в новом, весьма любопытном, ракурсе.
Содержание - трофейные хроникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды фашистской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также любительские снимки эсэсовцев.
Форма – краткие главы.
Цель: «Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять..." - М. Ромм.
Итог: приз «Золотой голубь» и приз кинокритиков на VIII международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге.
Примечательно, что сам Михаил Ромм был не только пятикратным лауреатом Сталинской премии, но и почетным членом-корреспондентом Академии искусств ГДР! И присвоили ему это звание после выхода «Обыкновенного фашизма»… Что же особенного в «Обыкновенном?»
Вообще, фильм нравится. Своим «новым» ракурсом. Мы начинаем привыкать к кадрам из концлагерей, цифры современного человека уже давно не пугают, и потому режиссеры, снимающие фильмы о фашизме, всегда стараются преподнести нечто изысканное, эксклюзивное, что-то такое, что потрясло бы самого искушенного зрителя (ибо смотрим мы на это уже не как народ, чью страну постиг этот ужас, не как внуки-правнуки, а как зрители, пришедшие за а) картинками, б) информацией). И вдруг фильм с мирной хроникой, спокойным закадровым голосом, в конце которого ощущаешь больший ужас, чем от чего бы то ни было еще. Потому что, наблюдая за историей развития и становления фашизма в Германии в течение двух часов, в какой-то определенный момент ты ловишь себя на мысли, что понимаешь этих людей и… принимаешь их действия в какой-то степени.
В этом весь ужас. Фашизм здесь показан действительно обыкновенным, рассматривая его в контексте места и времени, он становится объясним, а люди, слагающие эти многотысячные армии последователей – оправдываемы. Ты начинаешь осознавать, что фашистами становились обыкновенные, среднестатистические люди, ответственные граждане, и массовое зомбирование, столь ужасающее при взгляде со стороны, внутри самого государство проходило весьма спокойно и планомерно. Как оно обычно и проходит: незаметно, постепенно, с все возрастающей степенью внушаемости. Понимаешь, что только «верхушка», неистово одержимая этими идеями, понимала, что происходит на самом деле. И что только один человек имел здравый рассудок, и будучи опасен одной этой ясностью ума, он владел ситуацией, имея в руках прочно натянутые нити, ведущие к маленьким одурманенным человечкам, свято полагающим, что они свободны и вольны; затем от них – еще ниже, уже к большей группе более связанных и подчиняемых людей, и так до конца, до последнего жителя. Паутина от одного человека. Ловко. Им страшно? Ничуть, мы же видим тысячи этих счастливых лиц, глаза, полные слез, обожествляющие своего спасителя.
Нет, все-таки это было гениально. Так вдолбить в головы людей то, что тебе нужно, и при этом закрыть им глаза на все, что знать не надо (информационная изоляция – и это в 20-м веке!) и удерживать позиции сто-олько лет!! Я действительно поняла это через «Обыкновенный фашизм». Я ездила в «Орлиное гнездо» Гитлера в Баварии, была в концлагере Stutthof в Польше, и (честное слово!) все, что я видела, говорило о войне, о жертвах, о жестокости, но не о фашизме! А фашизм, как общественное явление, как политическую ситуацию, как эпоху, как часть повседневности, как увлечение, мне показал этот фильм. Поэтому информационно он – бесценен.
Другое дело – форма. Здесь явный минус. Ну товарищи, ну как же можно иронизировать на эту тему? И в принципе, и уж тем более всего через 20 лет после окончания войны. Такая подборка материала и такое неуместное оформление… Это не понравилось, но все-таки можно сделать скидку на время создания фильма (трудно не говорить с издевкой про поверженного врага, когда впечатления свежи, это понятно), и на художественную манеру М. Ромма, который снимал в основном историко-биографические фильмы и киноэпопеи.
Вообще, слово «фашизм» — итальянское и означает пучок. Древнеримские государственные чиновники ходили с охраной, и у охранников были в тот период топорики с пучками ветвей, листьев. А в 1920-е годы итальянские националисты вспомнили об этом и так назвали свое движение, имея в виду, что они стоят на страже своей страны. Парадокс, да? Такое первоначальное содержание, и такое новое значение, приобретенное в 20-м веке… Что ж, пучок – так пучок. И его разбили. Хочется верить, что надолго, и разрозненные хворостинки не соберутся в связку еще раз. А для этого пусть иногда из-за денег, иногда из-за актуальности, пусть даже с иронией, но будут продолжать снимать такие фильмы
P.S.: Простите за столь длинное изложение своих мыслей. Так получилось :)
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...