Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Постер фильма «Виттгенштейн»

Виттгенштейн

Wittgenstein (1993)

Драма / Историческое кино только с 18 лет

Жизнь философа Людвига Витгенштейна от рождения до самой смерти — детство, студенческие годы в Кембридже, где его наставником был Бертран Рассел и где начали формироваться идеи будущего теоретика, пребывание на фронте во время Первой мировой войны, и возвращение в Кембридж в статусе профессора.

17 зрителей:

7,8 очень хорошо

титры
Режиссер:Дерек Джармен
В ролях:Клэнси Чэссэйюный Виттгенштейн
Джилл БэлконЛеопольдина Виттгенштейн
Салли ДекстерЭрмина Виттгенштейн
Джина МаршГретил Виттгенштейн
Ваня дель БоргоХелен Виттгенштейн
еще...

Страна:Великобритания, Япония
Время:75 мин.

Отзывы

хорошо

Dr. Morozov
11 февраля, 20:52

Согласитесь, трудная задача – снять интересный художественный фильм о… философе. Особенно если это автор непостижимого для простых смертных «Логико-философского трактата». Независимо от высокой оценки его роли в истории и влияния на современных языковедов, ещё с филфака я испытываю интерес и глубокий пиетет к этой фигуре, а точнее – к его «аномальности», незаурядному уму и высоким интеллектуальным требованиям по отношению к окружающим.
Дереку Джармену удалось снять беллетризованную (кто-то даже может обвинить режиссёра в поверхностности) и лаконичную версию биографии Витгенштейна. Причём он проявил творческую смелость, не только обратившись к представителю непопулярной у киношников профессии, но и не замалчивая его нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Отдельные кадры картины исполнены внутренней строгости, но при этом выстроены очень живописно. По воспоминаниям его современников, объединённых в книге «Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель», он был сторонников крайней простоты и умеренности во всём. Так и Джармен избавляет фильм от ненужных мелочей, оставляет только чёрный фон, как бы перенося действие на театральные подмостки.
После просмотра обыватель лишь укрепится во мнении, что философы витают в эмпиреях. Чего стоит принципиальный, эпический спор Витгенштейна с другим философом, Дж.Э.Муром, на тему: может ли человек ЗНАТЬ, что испытывает то или иное ощущение. По сути, спор переходит в область филологии, так как сторонам нужно предельно чётко употреблять дефиниции. Ещё более забавно отнести спор к самому действию фильма, где недоразумение может возникнуть буквально на пустом месте, например, в отношении перевода фразы «Важнее всего то, что философия не способна формулировать». Ведь ударение можно поставить как на слово «что», так и на слово «формулировать», и смысл изменится кардинально.
В фильме есть как непонятные для непосвящённого диалоги, так и масса запоминающихся моментов. Назову лишь несколько.

Бертран Рассел: Людвиг написал книгу о логическом символизме и религиозном мистицизме.
Леди Оттолайн: А что такое логический символизм?
Бертран Рассел: Трудно объяснить.
Леди Оттолайн: Как всегда, Берти. Ты не можешь ответить на конкретный вопрос.
***
– Мне только что сказала мама, что ты хочешь пойти добровольцем на фронт. Почему?
– Потому что я хочу пойти добровольцем на фронт.

Чёрт побери, невозможно не вспомнить гениальный клип Radiohead “Just”!
***
«Чтобы почувствовать жизнь, необходимо приблизиться к смерти». Кстати, в точности как герою нового фильма литовца Шарунаса Бартаса «Иней». Впрочем, речь здесь не о нём.
Напоследок любопытный момент. Муза Джармена, Тильда Свинтон, появляется в фильме лишь в крошечном эпизоде, а в начальных титрах среди актёров стоит на почётном третьем месте! Я не знаю, в чём причина этого, но предположил бы, что режиссёр, который уже находился на смертном одре, хотел выразить ей признательность и вручить таким образом некий аналог lifetime achievement award.

хорошо

Tixo
22 мая 2009 года, 09:58

Фильм -- этакая философская рефлексия Дерека Джармена о своей жизни, рассказанная через призму происходящего (а кое-что, может, и нет) с Людвигом Витгенштейном. Картина, несомненно, стильная, хотя обещанного перед просмотром обилия "бьющих по мозгам цветов и надолго запоминающихся образов" почти то и нет. Многие образы перекочевали сюда из более ранних фильмов Джармена. Та манера в которой ведется к месту и вроде как на то время была в диковинку. А нынче уже нет. Вспомнить, например, постмодернистские "Чемоданы Тульса Люпера" Питера Гринуэя. Хотя последний наверняка смотрел джарменовского Витгенштейна.
В общем и целом этот фильм показался мне несколько слабее, чем, скажем, "Сад", но в нем есть недурственный юмор и множество расчудесных эпизодов: "юный Витгенштейн и поучающие родственники", "юный Витгенштейн и марсианин", "Витгенштейн на советской границе".
И еще: "Вы страдаете крайней степенью моральной чистоты" -- это же режиссер о себе самом! Интересно...




Разное

«Виттгенштейн» на IMDB


киночтиво

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...



Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия