Антон Сидоренко, 18 октября 2012 г.
Услышать оригинальную актерскую интонацию в наглухо дублированном варианте фильма, который крутят в минских кинотеатрах, естественно, невозможно. Но проникнуться духом убого-криминальной среды, где происходит действие «Ограбления в казино», получится вполне.
Сюжет картины Эндрю Доминика новизной не отличается. Как и финальный вывод об «Америке как бизнесе», который авторы вкладывают в уста персонажа неожиданно повзрослевшего и заматеревшего Брэда Питта. Денег не хватает всегда и всем, а не только американскому жулью в последний год правления Джорджа Буша младшего. Но когда деньги составляют и единственный смысл, и единственную идею, их нехватка оборачивается настоящим концом света. Эндрю Доминик поэтому снял не криминальную драму, а настоящий фильм-катастрофу про обиженных богом и отверженных желтым дьяволом. Создатели «Ограбления казино» принципиально и демонстративно пренебрегают обычными штампами вроде обязательного хэппи-энда.
Джеймс Гандольфини в фильме «Ограбление казино»
Парад интересных лиц в фильме — чуть ли не главная приманка для истинного киномана. Насчет Брэда Питта можно поспорить, но Джеймс Гандольфини и Рэй Лиотта сыграли в «Ограблении казино» одни из самых интересных ролей в своей жизни. Уж не говоря про парочку грабителей Скута Макнери и Бена Мендельсона, к которой мгновенно проникаешься удивительной смесью сочувствия и отвращения. (Примечательно, что галерея криминальных типов Доминика почти исключительно мужская, а о женщинах в фильме либо непристойно, либо чрезвычайно непристойно.)
Авантюрная история ограбления одними ворами других редко содержит такое количество до зевоты обыденных, но необыкновенно точных деталей. За звуками мрачного помещения, где, собственно, и располагается ограбленное подпольное казино, кажется, последуют и запахи. А сцена расстрела персонажа Рэя Лиотты — отличный пример разложения фрагмента реальности на отдельные составляющие, что обычно только изобразительному искусству по-настоящему доступно.
Бен Мендельсон и Скут Макнэри в фильме «Ограбление казино»
Собственно, «Ограбление казино» именно то кино, которое смотрится не только в силу своей актуальности. Хотя своевременности его появления стоит порадоваться — в эпоху непрерывных компьютерных монстров (причем, не только на экранах, но и в жизни) формалистские поиски Эндрю Доминика выглядят весьма примечательными. Пускай и не вызывают такого бешеного восторга как тот же прошлогодний «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, снятый на приблизительно похожую тему. В «Ограблении казино» драйв практически отсутствует, у персонажей словно бы окончился завод. Их за это жалко без меры. Такие они несимпатичные.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...