Антон Сидоренко, 11 декабря 2003 г.
Так, обладатель приза Московского МКФ 2003 года за лучшую режиссуру «Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова в Минске почти не заметили, а вот освистанную «высоколобыми» «Прогулку» Алексея Учителя полюбили.
Эти двое — как попугаи-неразлучники. Вместе были в конкурсе Московского кинофестиваля, программе минского «Лiстапада» (который тоже часто называют фестивалем), а теперь вот и в столичном прокате. В Москве «Прогулка» открывала единственный в СНГ фестиваль класса «А». Московские интеллектуалы на питерское творение морщили нос: в этом сезоне и так много питерского. А вот «Коктебель» понравился на ММКФ практически всем, и был отмечен ценными подарками. На «Лiстападзе» «Коктебель» попросту не заметили: средний рейтинг у зрительского жюри и невнятный отклик у жюри профессионального. «Прогулка» же не просто получила один из самых больших рейтингов, но даже победила по результатам голосования на сайте «минского международного». Наверное, «Лiстапад» все-таки ближе к народу, чем ММКФ. В прокате «Прогулка», понятное дело, «Коктебель» обгоняет.
Глеб Пускепалис в фильме «Коктебель»
За «Коктебель» обидно. Вся его беда в том, что этот прекрасный фильм подчеркнуто фестивален, создан совсем другим, «неактуальным» языком. В моде теперь как раз перепевки «Догмы», цифровые камеры, рваный ритм. Все то, чем действительно блистает «Прогулка». В «Коктебеле» же пространства много, но история чересчур камерная, к тому же про аутсайдеров каких-то. То ли дело «Прогулка» — ну кто из нас хотя бы раз в жизни не встречал таких вот истеричек?
В общем, за «Прогулку» тоже обидно. Попала в жернова мельницы моды. Значит, под дружный огонь критиков и критикесс (разница между теми и другими есть, и существенная). И ЭТИ уже смотрят не на качество фильма, а на контекст. Стиль нарочито модный, Питер в досках, сценаристка задолбала (особенно критикесс, они Дуне Смирновой за выступления в «ящике» завидуют, хорошо еще, что у нас культурный канал на народный заменили). Вывод: фильм нужно «мочить». Одна начинающая критикесса как-то говорила мне в кулуарах: «Ты слышал, чтобы молодежь ТАК говорила? А смысл? В «Прогулке» нет никакого смысла!» И делала круглые глаза.
Павел Баршак, Ирина Пегова и Евгений Цыганов в фильме «Прогулка»
Излишний треп и «Коктебелю», и «Прогулке» только мешает. «Коктебель», несмотря на все призы, глубокий символизм и операторско-актерско-режиссерскую работу достойного отклика у зрителей пока не получил, а в «Прогулке» пытаются разглядеть какой-то таинственный смысл и тем самым теряют удовольствие от просмотра. Между тем, «Коктебель» — редкое и достойное зрелище, нечасто попадающее на экраны. Сверхгромкий успех «Возвращения» задвинул в головах потенциального зрителя однотипный «Коктебель» на третью-пятую полку. А зря. Картина из тех, что неизменно проигрывает на пестром фоне обычного проката, а потом долго и успешно идет в киноклубах и продается на видео. Не повесишь на нее и ярлык «элитарной» или «интеллектуальной». Ближе всего определение «красивая». «Коктебель» — стопроцентно художественный фильм. Длинноты, якобы ему присущие, скорее затягивают, чем надоедают. И, кроме того, есть смысл. Это специально для тех, кому без смысла не обойтись.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...