Антон Сидоренко, 11 марта 2005 г.
Новое детище от создателей «В поисках Немо» захватывает с первых минут и не отпускает до самого финала. Сюжетные повороты и диалоги тут точно не причиной: все десятки раз смотренное в многочисленных голливудских комиксах-поделках. Хотя сценаристы «Pixar» проявили здесь гораздо больше выдумки и изобретательности, чем создатели второго «Шрека» и «Подводной братвы». Семейство суперменов и остальные персонажи выдают огромное количество юмора (а в каких-то местах и сатиры) на 3D-сантиметр. «Суперсемейка» просто брызжет различными шутками, гэгами и приколами. Что приятно, столь любимого голливудцами туалетного юмора среди этих шуток практически нет. Возможно, ему найдется обширное место в следующей части, когда фантазия сценаристов начнет потихоньку иссякать. Пока же они показали себя на высоте, создав далеко не самое скучное действие.
«Суперсемейка» ловко просчитана с точки зрения зрительской аудитории. Очередной фильм для семейного просмотра? Да, но все-таки с креном в сторону киномероприятия для взрослых. Например, в истории с «ненужными» обществу суперменами можно легко найти закамуфлированный бунт против навязшей у всех на зубах американской политкорректности (особо показательна сцена исков, которые спасенные граждане вчинили своим защитникам-супергероям). То же и со страховой корпорацией, в которой ударно трудится отец-супермен, — она выглядит гораздо противней и неприятней напичканного злодейской электроникой острова негодяя Синдрома. Ясно, что на ненависти к страховым поборам в современной Америке можно также неплохо заработать.
Кадр из фильма «Суперсемейка»
Но главное в очередном шедевре (я настаиваю именно на этом определении) «Pixar» все-таки изображение. Похоже, на этот раз компьютерные аниматорщики приблизились к пределу совершенства. Некоторые детали их рисунка (а компьютерное изображение при всей своей дигитальности, тем не менее, остается рисунком), например, волосы персонажей или вода, выглядят абсолютно натурально. У меня в какой-то момент возникло даже подозрение, что реальное изображение просто вмонтировали в компьютерную картинку (такое, кстати, вполне возможно). Персонажи «Суперсемейки» выглядят не просто как живые — их сумели наполнить вполне киношным обаянием, компьютерной анимации ранее несвойственной (в том числе даже и «Шреку»). Сбылись все футуристические прогнозы последних несколько лет — компьютерный герой выглядит как настоящий при гораздо больших возможностях и гораздо меньших затратах, ведь он вечная собственность родившей его компании со всеми вытекающими. Рисованные по традиционной диснеевской технологии мультики теперь кажутся не более чем детскими игрушками.
Такой прорыв в анимации моментально изменяет отношение к вечно второму экранному искусству. «Мультики» в общественном мнении всегда оставались забавой для малышни, остальные возрастные категории нужно было завлекать или голосами знаменитостей в «озвучке», или музыкой за авторством какой-либо масштабной фигуры типа Элтона Джона. Теперь, когда необходимый минимум реалистичности для привлечения не страдающего фантазией взрослого населения выполнен, можно приступать и к более интригующим задачам по сращению игрового кино и анимации. Имидж русской попсовой певицы Глюкоzы, раскрученный именно с помощью компьютерно анимированных клипов, — здесь только первая ласточка. Оказывается, компьютерный персонаж может быть гораздо привлекательней живого актера.
Что же дальше? После высочайшей степени реализма живописи Леонардо, Микельанджело и Рафаэля появились маньеристы, которые стали придавать героям на своих полотнах в высшей степени удивительный вид. Но вряд ли подобным займется Голливуд. Новаций стоит ждать от старушки-Европы, а может... кто его знает, в каком месте на нашей маленькой планете появится очередной компьютерный гений?
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...