Антон Сидоренко, 25 декабря 2003 г.
Одна моя хорошая знакомая как-то призналась, что в детстве, начитавшись Рафаэлло Сабатини, мечтала стать пиратом. Могу поспорить, что она была не одинока. Не то, что бы всем нам, жаждущим романтики, хотелось грабить купеческие кораблики и убивать их пассажиров, попутно передвигаясь на деревяшке по скользкой от рвоты и чьих-то потрошеных внутренностей палубе какого-нибудь фрегата, нет. Думаю, нам уже в детстве хотелось и мечталось прожить хотя бы год полноценной, наполненной смертельными опасностями, но такой вкусной жизнью НАСТОЯЩЕГО человека, а не бесцветным вялым существованием современного индивидуума, безнадежно загнанного в бетонные коробки и покорно передвигающегося до самой пенсии по унылому маршруту квартира-офис-квартира.
«Хозяин морей: На краю Земли» великолепного режиссера Питера Уира («Галлиполи», «Общество мертвых поэтов», «Шоу Трумана») на целых два часа пробуждает надежду все-таки когда-нибудь пожить реальной жизнью. Та опасность, ощущение лезвия бритвы, к которому постоянно прикасаются персонажи книг Патрика О'Брайена и фильма Питера Уира, волшебным образом передается читателю и зрителю. Способность ценить свое существование появляется только в моменты, когда жизнь висит на волоске. Во времена капитана Обри во мгновение ока отправиться на тот свет или стать инвалидом было гораздо легче, чем сейчас стать жертвой международного терроризма. Бледноватый аттракцион «Пираты Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины«» с женоподобным Джонни Деппом не передает всего накала тех славных времен, когда Смерть ждала смельчака под парусом, а Жизнь была не гарантирована конституцией, но служила достойной наградой в конце пути.
Рассел Кроу в фильме «Хозяин морей: На краю Земли»
С «Хозяином морей» случилась та же неприятная финансовая история, что и с минской новинкой прошлой недели «Невыносимой жестокостью» братьев Коэнов. «Хозяин» пошел в родном американском прокате не так хорошо, как этого бы хотелось продюсерам. Думается, что штатовский зритель просто отвык от таких неполиткорректных зрелищ, которые предлагают лидеры авторского кино, даже вполне успешно прижившиеся на калифорнийской почве. Неполиткорректность «Хозяина морей» успели отметить многие критики. Выражаясь по научному, из «Хозяина» прет самый настоящий, сто раз уже осужденный всеми поборниками гуманизма и справедливости, социал-дарвинизм. Бородатый профиль Дарвина явственно проглядывает в «Хозяине морей» когда судовой хирург рассуждает о камуфляже живых существ. А главное действие разворачивается на Галопагоссах — месте, где Дарвину, судовому врачу корабля «Бигль», и пришла в голову мысль о эволюции видов. Фильм Уира — штука, которую нужно разжевывать самому. А разжевывая такое зрелище, приходится обходится без попкорна — подавиться слишком легко.
Шайа Лабаф и Клео Томас в фильме «Клад»
В отличие от «Хозяина морей» фильм «Клад» подается на стол практически разжеванным. Но это не значит, что «Клад» зрелище тупое, просто он предназначен для младших школьников и их родителей. (Возраст аудитории определить легко. Берешь средний возраст героев и отнимаешь года два-три.) История фамильного проклятия и тотального везения-невезения сделана достаточно остроумно, но если вы решите не просто развлечь свое чадо, но и рассказать ему что-либо о жизни, сводите его лучше на «Хозяина морей». Так будет честнее.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...