Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Она Она

2016: От бутика до ззяння

Антон Сидоренко, 31 декабря 2016 г.

Подводя итоги минского киногода, можно впервые за много лет уверенно сказать — год удался. Хотя и был он сложным и неровным. Но интересных кинособытий, а главное, хорошего кино в минских кинотеатрах только прибавилось.

Правда, самые лучшие фильмы все-таки концентрировались на фестивальных показах. В первую очередь, МКФ «Лістапад». В этом году главный белорусский кинофестиваль прошел скромнее, чем обычно, но представил очень богатую и разнообразную программу, одними показами не исчерпывающуюся. Фестиваль — прежде всего общение, в том числе, профессиональное. И «Лістапад-2016» вновь с блеском выполнил свою функцию главного meeting point белорусского кино.

Но и за своим порогом «Лістапад» не давал расслабляться минским киноманам показами в проекте «Лістапад Collection». Последняя тенденция — фестивали теперь не ограничиваются ежегодными программами. От «Лістапада» до «Bulba Movie» — все стараются не исчезать надолго из поля зрения минских киноманов. Так, новый и уже очень амбициозный фестиваль североевропейского кино «Паўночнае ззянне» в 2016 году встречался со своими поклонниками целых три раза. Сначала в апреле в кинотеатре «Мир» прошла игровая программа, которая сопровождалась открытыми лекциями и мастер-классами: в Минск приехал в том числе очень крутой датский режиссер Оле Кристиан Мадсен. Затем в октябре прошли специальные мастер-классы для молодых белорусских документалистов. А в декабре опять же в «Мире» «Паўночнае ззянне» показывало короткую, но весьма интересную программу документальных лент о спорте.

За динамичный рост и сверхинтересные программы «Паўночнае ззянне» получает звание «Кинофестиваль года» по версии КиноЧтива.

Радость года

Национальному конкурсу «Лістапада» в уходящем году не давали расслабиться многочисленные инициативы по продвижению белорусского кино, снятого без участия государства. Качество фильмов на этих конкурсах, которые громко называют себя фестивалями, по-прежнему любительское. Но шумиха вокруг них и энтузиазм участников не дают сомневаться — революция в кино уже произошла. Параллельно привычному для нас индустриальному кино поднимается кино постиндустриальное, похожее, скорее, на социальные проекты, чем на чистое искусство. Точное определение этому явлению еще не придумали. Находится оно пока в серой зоне и пока не всегда попадает на большой экран.

Но амбициозные авторы все чаще и чаще отвоевывают себе место в репертуаре кинотеатров и даже проводят фестивали имени себя. Оптимисты называют этот процесс «возрождением национального кино». В любом случае, собрать больше одного полного зала (составленного из друзей и родственников съемочной группы) авторы снятых вне индустрии фильмов пока не в состоянии. С другой стороны, полноценной киноиндустрии у нас как не было и нет, а остатки старой, патронируемой государством, продолжают деградировать.

Кинопрокат, впрочем, все чаще и чаще предоставляет таким авторам и их снятом на вполне профессиональном оборудовании фильмам свои сеансы. Последнее со стороны прокатчиков выглядит почти что жестом отчаяния в надежде зацепить уходящего в домашние просмотры сериалов зрителя. Однако, интерес к своему кино постепенно возрастает, что не может не радовать.

Так что «Радостью года» по версии КиноЧтива становятся многочисленные и в большинстве пока остающиеся безымянными для широкого зрителями энтузиасты белорусского кино.

В 2016 году зрителя продолжали цеплять трансляциями (в том числе прямыми) театральных постановок и даже спортивных мероприятий. Продолжил свою титаническую работу проект «Cinemascope». Помимо интереснейших премьер актуального кино и образовательных ретроспектив в «Ракете» «Cinemascope» собирал в «Москве» поклонников голливудской классики. А два показа были и вовсе уникальными. В январе после ухода (хочется написать — в шкаф) Дэвида Боуи был показан «Человек, который упал на Землю» Николаса Роуга. А в сентябре, под выход нового альбома Ника Кейва — документальный «One More Time With Feeling» Эндрю Доминика как раз о записи этого альбома.

Событие года

«Событием года» на этот раз стал не показ или фестиваль. Внезапный уход Василия Коктыша с поста генерального директора минского кинопроката стал, без преувеличения, концом целой эпохи. Главный профессионал нашего кино, которому удалось в свое время вернуть в минские кинозалы настоящее искусство и настоящего зрителя, не пропал с горизонта после своей отставки и с удовольствием продолжает посещать самые интересные события в самых разных минских кинотеатрах. КиноЧтиво и его автор желают Василию Петровичу крепкого здоровья и только интересных кинопоказов!..

Блокбастер года

Еще одна тенденция: разделение и стратификация аудитории кинопоказов. Причем, не только по экономическому признаку. Хотя публика впечатляющего «Фалькон Клаб Бутик Кино» и «Победы», которую, наконец, ставят на капремонт, все-таки отличается. Фильмов для всех теперь стало совсем мало. Поэтому «Блокбастерами года» на этот раз становятся семейные анимационные картины, такие как «Зверополис», «Тайная жизнь домашних животных», «В поисках Дори». Но значительных прорывов в анимации в этом году не произошло.

Комедия года

Что касается остального жанрового кино, то оно тоже демонстрировало тенденцию к разделу сфер влияния среди аудитории. Назвать однозначно лучшую мелодраму или лучший хоррор КиноЧтиво просто не отважится, настолько пестрым был в этот раз репертуар. «Комедией года» же становится итальянский «К черту на рога» Дженнаро Нунцианте, продемонстрировавший, как можно смело и открыто смеяться над чертами своего национального характера (белорусским авторам на заметку).

«Триллером года» становится камерный «Не дыши» Федерико Альвареса — прекрасный образец того, как могут сотрудничать Голливуд и американское независимое кино.

Режиссер года

«Режиссером года» становится Ласло Немеш за очень тяжелый в эмоциональном плане фильм «Сын Саула». Немеш снял не просто один из самых мощных фильмов о Холокосте. Венгерскому постановщику удалось заглянуть по ту сторону адских ворот и провести на эту территорию своего зрителя.

Фильм года

Ну, а «Фильмом года» становится «Она» Пола Верховена — триумфальное возвращение великого режиссера в пространство европейского кино. Одновременно авторское и жанровое, умное и эмоциональное, именно такое, каким должно быть идеальное кино для совершенного зрителя.

А теперь, прежде чем попрощаться с читателями КиноЧтива до следующего года, список (в алфавитном порядке) лучших фильмов в регулярном репертуаре в минских кинотеатрах в 2016 году.

Спасибо всем, кто был с КиноЧтивом в 2016 году!

До встречи в кинотеатрах Минска!





архив

«Патерсон»: Цветы провинции

В своем тихом шедевре Джим Джармуш рассказывает про «из какого сора». И как всегда, параллельно высказывается о человеческой жизни как таковой...

«Прекрасные дни в Аранхуэсе»: Into Her Arms

Больше всего «Прекрасные дни в Аранхуэсе» похожи на сеанс психотерапии. Индивидуальной, парной или групповой, как уж кому бог на душу положит...

«Закон ночи»: Однажды в А.

Снятый по книге знаменитого американского детективщика Дэнниса Лихейна, «Закон ночи» является не гангстерским триллером, а мелодрамой с криминальной подоплекой...


Пишите нам
© 2017 redmount
мобильная версия
iPhone-версия