Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Прибытие Прибытие

«Прибытие»: Свидание с бульбой

Антон Сидоренко, 28 ноября 2016 г.

Пока человек-прожект Илон Маск только готовится отправить миллион землян на Марс и превратить человечество в по-настоящему космическую общность, на Земле космос окончательно вышел из моды. Человечество настолько зациклилось на самом себе, что расширило нашу планету до размеров Вселенной, ни на секунду не сомневаясь, что весь мир устроен по нашему образу и подобию.

Голливуд чутко улавливает настроения аудитории и предлагает новую волну фантастики, почти полностью основанной на внутреннем мире и психологии человека (карикатурные самопародии вроде свежевыжатых «Звездных войн» не в счет). Представленная не где-нибудь, а в конкурсе последнего Венецианского кинофестиваля, картина франкоязычного канадца Дени Вильнева из этой же серии. Прославившийся не так давно странноватым полотном из жизни нарушителей мексиканской границы «Сикарио» («Убийца») Вильнев на этот раз снял необыкновенно интересную в визуальном, но уж слишком вторичную в сюжетном отношении картину.

«Прибытие» идет в кильватере знаменитого «Интерстеллара» Кристофера Нолана, ставшего вехой в голливудской кинофантастике последних лет. Вместо того, чтобы по-настоящему отправить человечество к звездам, фильм Вильнева вновь предлагает совершить путешествие внутрь человеческой головы. По сути, «Прибытие» — своеобразный «Солярис-лайт» эпохи массового увлечения науч-попом: здесь есть и немножко лингвистики, и психологии семейных отношений (и заодно классического для Голливуда прославления семейных ценностей), и рассуждений о возможности путешествий во времени. И гуманистического пафоса, характерного для дотрамповой эпохи.

Эми Адамс в фильме «Прибытие»
Эми Адамс в фильме «Прибытие»

Взятый в Голливуд за свой оригинальный подход к классическим темам, Дени Вильнев, вероятно, за счет умения парадоксально растягивать время внутри кадра, считается интеллектуальным режиссером. «Прибытие» сложно назвать авторским кино для арт-хаусной аудитории. В конечном итоге здесь все укладывается в золотые голливудские стандарты. По последним, зритель, в том числе, не должен считать героев сильно умнее себя. И исполнители главных ролей, Эми Адамс и Джереми Реннер, делают все, чтобы не разочаровать аудиторию.

Загадка инопланетного разума оказывается тоже не такой сложной, как можно было ожидать, учитывая отсылки к Стэнли Кубрику и Артуру Кларку в картине. В отличие от знаменитого романа Кларка о столкновении с инопланетным разумом «Свидание с Рамой», где оставлено большое место для авторской фантазии, в «Прибытии» все в итоге тщательно разжевывают и вкладывают разленившемуся на кинокомиксах зрителю прямо в рот.

Джереми Реннер в фильме «Прибытие»
Джереми Реннер в фильме «Прибытие»

Для качественной научно-популярной фантастики у «Прибытия» слишком много откровенных косяков. К примеру, ЦРУ ищет специалиста по фарси на стороне, в каком-то университете, хотя фарси — один из самых распространенных языков, и у такой солидной организации должны быть свои собственные соответствующие специалисты. Или таинственная письменность инопланетян объявляется супероригинальной только на том основании, что ее знаки обозначают не звуки, а отдельные понятия.

Завораживают в фильме детали. Они делают фильм по-настоящему неординарным. Такие как гигантские инопланетные корабли необычной формы, то ли половинки картофелины, то ли пережаренные кофейные зерна. Или сами инопланетяне-«гептоподы», наводящие на воспоминания о «коллеге Пруле» из бессмертного «Через тернии к звездам». Хотя, разрабатывая их облик, голливудские художники явно шли в русле инопланетной классики, началу которой положил еще Герберт Уэльс своей «Войной миров». 

«Прибытие» вряд ли тянет на лучший или самый запоминающийся фильм года, но по степени интереса публики к картине Вильнева видно, что кинофантастика снова входит в моду. При общем идейном кризисе Голливуда последнее обстоятельство само по себе не удивительно. Удивительней, что на «Прибытие» пошла публика гораздо старше стандартной категории «25 минус». И, судя по зрительским рейтингам, «Прибытие» показалось всем интересным.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия