Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Коктебель Коктебель

Не доросли до «Коктебеля»

Антон Сидоренко, 11 декабря 2003 г.

Дурное правило становится тенденцией. То, что доводит критику и жюри международных фестивалей до оргазма, «простому» зрителю отнюдь не по вкусу. И наоборот. Причем, речь не идет о голливудском ширпотребе. Вкусы все чаще разняться и в оценке фестивальных картин, которые попадают в широкий прокат.

Так, обладатель приза Московского МКФ 2003 года за лучшую режиссуру «Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова в Минске почти не заметили, а вот освистанную «высоколобыми» «Прогулку» Алексея Учителя полюбили.

Эти двое — как попугаи-неразлучники. Вместе были в конкурсе Московского кинофестиваля, программе минского «Лiстапада» (который тоже часто называют фестивалем), а теперь вот и в столичном прокате. В Москве «Прогулка» открывала единственный в СНГ фестиваль класса «А». Московские интеллектуалы на питерское творение морщили нос: в этом сезоне и так много питерского. А вот «Коктебель» понравился на ММКФ практически всем, и был отмечен ценными подарками. На «Лiстападзе» «Коктебель» попросту не заметили: средний рейтинг у зрительского жюри и невнятный отклик у жюри профессионального. «Прогулка» же не просто получила один из самых больших рейтингов, но даже победила по результатам голосования на сайте «минского международного». Наверное, «Лiстапад» все-таки ближе к народу, чем ММКФ. В прокате «Прогулка», понятное дело, «Коктебель» обгоняет.

Глеб Пускепалис в фильме «Коктебель»
Глеб Пускепалис в фильме «Коктебель»

За «Коктебель» обидно. Вся его беда в том, что этот прекрасный фильм подчеркнуто фестивален, создан совсем другим, «неактуальным» языком. В моде теперь как раз перепевки «Догмы», цифровые камеры, рваный ритм. Все то, чем действительно блистает «Прогулка». В «Коктебеле» же пространства много, но история чересчур камерная, к тому же про аутсайдеров каких-то. То ли дело «Прогулка» — ну кто из нас хотя бы раз в жизни не встречал таких вот истеричек?

В общем, за «Прогулку» тоже обидно. Попала в жернова мельницы моды. Значит, под дружный огонь критиков и критикесс (разница между теми и другими есть, и существенная). И ЭТИ уже смотрят не на качество фильма, а на контекст. Стиль нарочито модный, Питер в досках, сценаристка задолбала (особенно критикесс, они Дуне Смирновой за выступления в «ящике» завидуют, хорошо еще, что у нас культурный канал на народный заменили). Вывод: фильм нужно «мочить». Одна начинающая критикесса как-то говорила мне в кулуарах: «Ты слышал, чтобы молодежь ТАК говорила? А смысл? В «Прогулке» нет никакого смысла!» И делала круглые глаза.

Павел Баршак, Ирина Пегова и Евгений Цыганов в фильме «Прогулка»
Павел Баршак, Ирина Пегова и Евгений Цыганов в фильме «Прогулка»

Излишний треп и «Коктебелю», и «Прогулке» только мешает. «Коктебель», несмотря на все призы, глубокий символизм и операторско-актерско-режиссерскую работу достойного отклика у зрителей пока не получил, а в «Прогулке» пытаются разглядеть какой-то таинственный смысл и тем самым теряют удовольствие от просмотра. Между тем, «Коктебель» — редкое и достойное зрелище, нечасто попадающее на экраны. Сверхгромкий успех «Возвращения» задвинул в головах потенциального зрителя однотипный «Коктебель» на третью-пятую полку. А зря. Картина из тех, что неизменно проигрывает на пестром фоне обычного проката, а потом долго и успешно идет в киноклубах и продается на видео. Не повесишь на нее и ярлык «элитарной» или «интеллектуальной». Ближе всего определение «красивая». «Коктебель» — стопроцентно художественный фильм. Длинноты, якобы ему присущие, скорее затягивают, чем надоедают. И, кроме того, есть смысл. Это специально для тех, кому без смысла не обойтись.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия