Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Анна Каренина Анна Каренина

Три жизни Греты Г.

Антон Сидоренко, 26 сентября 2005 г.

В истории кино есть легенды, которые никогда не исчезнут. Грета Гарбо была и навсегда останется такой легендой. Ни время, ни тлен не коснулись ее образа — недоступной, волшебно-притягательной женщины-загадки. Она вовремя ушла, чтобы остаться с нами навечно.

Кино — очень молодой вид искусства. Как серьезное занятие он существует чуть более ста лет. Грета Гарбо родилась ровно век назад, на заре эры кино и снималась в самый интересный период его развития. Про нее слышали почти все, но далеко не все современные зрители видели фильмы с ее участием. Ее образ навсегда стал одной из самых главных загадок Голливуда, но в чем обаяние этой загадки не смогут ответить ни самые сведущие историки кино, ни десятки тысяч страниц воспоминаний и исследований ее творчества. Возможно, что-то подскажут старые кадры фильмов с ее участием. Но главную тайну «Снежной королевы Голливуда» мы так никогда и не узнаем. Уж можете быть уверены.

Грета Ловиса Густаффссон работала продавщицей в большом стокгольмском универмаге, когда после съемки в рекламном ролике ее заметил самый главный шведский режиссер того времени Мориц Стиллер. На этом первая жизнь Греты Г. оборвалась раз и навсегда. На европейском, а потом и на американском кинонебосклоне мгновенно загорелась звезда Греты Гарбо, загадочная и манящая своей недоступной красотой. Боги десятой музы несомненно поцеловали при рождении актрису Гарбо в темечко. После съемок у Стиллера в «Саге о Йосте Берлинге» она почти сразу же снимается в Германии у Георга Вильгельма Пабста в «Безрадостном переулке». Эти работы не остаются незамеченными за океаном, и вскоре сам Луис Б. Майер, уроженец губернского Минска, а также основатель и всесильный глава MGM, заключает с Гарбо звездный контракт. И также как в Европе, в одно утро после премьеры «Искусительницы» Гарбо раз и навсегда заняла место на голливудском небосклоне.

Грета Гарбо и Фредрик Марч в фильме «Анна Каренина»
Грета Гарбо и Фредрик Марч в фильме «Анна Каренина»

«Плоть и дьявол», «Божественная женщина», «Любовь» — названия говорят сами за себя. Образ недоступной красавицы, «скандинавского сфинкса» и «снежной королевы» легко давался Гарбо с ее идеальным шведским типом худого полуальбиноса. Не получившая более-менее заметного образования, Грета Гарбо обладала редким типом аристократической внешности, который позволял ей играть и роковых женщин («Мата Хари»), и королев («Королева Христина») и, самое главное, особ любимых и любящих. Анну Каренину, например, она играла два раза, в немой и звуковой версиях. За экраном за ней тянулся шлейф сказок и легенд, к которым она же сама и была причастна. Нет, Гарбо не была результатом блестящего самопиара, чем грешит большинство современных кандидаток на роль королевы зрительских сердец! Все элементы ее сложного и необъяснимого образа были лишь следствием запутанного характера и стечения обстоятельств. Просто Гарбо была, наверное, самым достойным кандидатом на роль легенды за все годы существования Голливуда.

Своего жениха и главного партнера по Голливуду Джона Гилберта она бросила буквально у алтаря. Потом Гарбо так никогда и не вышла замуж, возбуждая любопытство и порождая мириады сплетен своей закрытой личной жизнью. Завещанные ей поклонниками миллионы Грета перечисляла в благотворительные фонды, и только один раз за пятьдесят лет одиночества позволила выставить свой портрет в прессе. Все эти и многие другие факты создали Грете Гарбо ореол недоступного миража, невыразимо красивого и такого же печального и одинокого. После относительного неуспеха «Двуликой женщины» она навсегда покидает съемочную площадку в возрасте 36 лет. С этого момента начинается третья, закрытая для прессы и публики жизнь Греты, возможно, не менее интересная, чем первые две. Но о ней мы знаем только по крепко пахнущих зелеными бумажками мемуарах, авторов которых сама Грета ненавидела. Нас же всегда будет интересовать только ее вторая, экранная жизнь. Которая была воистину прекрасна.

P.S.

Познакомится с лучшими фильмами звукового периода творчества Греты Гарбо можно в Музее истории белорусского кино.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия