Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Девушка с жемчужной сережкой Девушка с жемчужной сережкой

«Девушка с жемчужной сережкой»: Жемчуга для Скарлетт

Антон Сидоренко, 28 января 2005 г.

На этот фильм стоит сходить только для того, чтобы посмотреть на Скарлетт Йоханссон — новый эталон голливудской красоты.

Мода на костлявых вешалок в духе некрореализма уходит в прошлое. А из прошлого, точнее, из ХVII века, замыкая круг, приходит запечатленная на полотнах великих голландских живописцев чувственная женская красота.

Никто точно не скажет, зачем человеку необходимо искусство. Музыка и живопись затрагивают в человеке что-то неподвластное рациональному рассмотрению. Гораздо сложнее обстоит дело с кинематографом, потому что в его создании участвовала литература, по идее, сотканная из конкретных человеческих мыслей. «Девушка с жемчужной сережкой» — роман Трэйси Шевалье и первый игровой фильм документалиста Питера Уэббера — удивительное сочетание слов и образов. С документальной точностью режиссер пытается реконструировать создание знаменитого шедевра Яна Вермеера Делфтского — живописца, про личную жизнь которого почти ничего не известно.

Суровые зимние утра первой буржуазной республики, кристально прозрачные в сером хрустале нидерландского солнца, взяты с полотен современников Вермеера Яна Стена и Якоба ван Рейсдала, а где-то безусловно проглядывает старый Брейгель и еще много-много Рембранта. Камера смакует каждый кадр и представляет знатокам множество возможностей для узнавания. (Еще раз «большое спасибо» проекторам кинотеатра «Победа», заставляющих зрителя слепиться на сумрачный экран: скоро буду смотреть кино на компьютере!). Те же, кто не в ладах с историей живописи, могут найти утешение в созерцании прелестей взошедшей звезды Голливуда Скарлетт Йоханссон, чья скандинавская молочная красота идеально подходит к настроению вермееровских полотен.

Скарлетт Йоханссон и Колин Фирт в фильме «Девушка с жемчужной сережкой»
Скарлетт Йоханссон и Колин Фирт в фильме «Девушка с жемчужной сережкой»

Сексапильная загадка Йоханссон — уникальный дар в современном киномире, где ее способность передавать вожделение, не обнажая при этом ни миллиметра восхитительного тела, резко контрастирует с вываливающимися сиськами многочисленных джейло. За эту способность София Коппола взяла ее в «Трудности перевода», а уж для Уэббера она и вовсе стала находкой, почти идеально напоминая героиню Вермеера. Актерский талант Йоханссон ближе к способностям Моники Витти и другим дамам эпохи неореализма, чья чувственность затмевает божественную красоту их тела. В полотнах Вермеера поколения почитателей привлекает именно Чувственность, откровенно выглядывающая из-под тряпок кальвинистского воздержания.

Думаю, для отечественного зрителя слабо обозначенный в фильме конфликт католической чувственности и протестантского воздержания почти не читается. Тем более, что героиня Скарлетт — служанка Грит — как раз из строгой семьи кальвинистов, что почти запутывает дело. Куда ярче выглядит конфликт внутрисемейный. Стареющая, теряющая свою рубенсовскую красоту жена художника и ее дьявольский отпрыск пытаются организовать травлю молодой, приглянувшейся хозяину служаночки. Этот конфликт слишком легко свести до банальной семейной драмы. Но европейский режиссер опять (в который раз?) проявил отличный вкус и не допустил на экран никаких постельных сцен и тому подобной клубники, чьей помощью не преминул бы воспользоваться американец.

Вообще-же, выбор материала, подбор актеров и оператора выдают в Питере Уэббере человека с недюжинным вкусом и талантом. Главный вывод, который можем мы сделать, посмотрев эту работу, — в появлении талантливого автора. В «Девушке» Уэббер не гнался за новомодными веяниями, сотворив (другое слово и не подобрать) очень красивое и спокойное произведение, подстать тем полотнам, которые и вызвали в нем вдохновение.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия