Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Сомнамбула Сомнамбула

«Дежавю-2004»: снова на экране

Антон Сидоренко, 18 ноября 2004 г.

С асфальта убран последний опавший лист — значит, пришло время для единственного международного кинофорума, который проводится в белорусской столице.

Все фильмы XI Минского международного кинофестиваля «Лістапад-2004»: на что стоит обратить внимание, а на что не следует тратить свое время и деньги.

Откроется белорусский симметричный ответ Канну и Венеции в субботу 21 ноября в помпезном сооружении с гордым названием «Дворец Республики». По ставшей уже доброй традиции на открытие ожидается Приезд. Явление Христа народу обещают каждый раз, но кинофестиваль — это вам не хоккейный турнир, поэтому все будет зависеть от настроения главного спонсора. Именно из-за его возможного присутствия организаторы побоялись показать на открытии новое произведение «Беларусьфильма» — милицейскую ретро-драму «Вам задание», о качестве которой ходили легенды еще на момент написания сценария. Вместо отечественного шедевра собираются крутить показанную месяц назад (!) по ОНТ удивительно фальшивую картину Владимира Хотиненко «72 метра». Если даже вы и не видели это чудо в духе самого махрового соцреализма брежневского разлива, вам не стоит стараться попасть в вышеозначенный «дворец». По своему опыту знаю, насколько нудными бывают эти открытия-закрытия, когда хорошенько «уставшие» после приема в мэрии московские «звезды» тридцати-сорокалетней выдержки устраивают часовые самодеятельные выступления. Так что и за закрытие «Лістапада», которое пройдет в пятницу 26 ноября и на котором покажут фильм, набравший больше всего баллов по результатам зрительского голосования, вам волноваться совершенно не стоит: все в лучшем виде продемонстрирует родной «первый и последний национальный».

Что касается конкурсной программы «Лістапада-2004», то она также украшена рядом картин уже засвеченных не только на других фестивалях, но и успевших побывать в прокате (других мероприятий, называющих себя фестивалями, с такой конкурсной политикой я просто не знаю). Так, в прокате успела побывать наша единственная гордость «Дунечка». Бестолковые журналисты обычно пишут, что «Дунечка» — белорусская картина, на самом деле — это совместное производство с Россией, причем русского в ней по всем статьям больше, к белорусскому национальному кинематографу она отношения не имеет. Фильм уже шел в минском прокате, хотя смотреть его в кинотеатре совсем не обязательно: ничего впечатляющего в нем нет. Думаю, его скоро все равно покажут по нашему ТВ.

Также засветился в нашем прокате и «Водитель для Веры» Павла Чухрая (см. «Киночтиво»: «Водить Веру за нос»). Как и «Дунечка» — это вполне телевизионное кино, а вот как попал в программу «Лістапада-2004» худший фильм за всю историю «Киноформата 4х4», совершенно непонятно. «Только не в губы» Алена Рене не стоит смотреть на любом носителе. Фильм настолько слаб, что одним своим присутствием может дискредитировать конкурсную политику «Лістапада» на годы вперед. Что касается показанной на недавней неделе нового польского кино картине «Древняя легенда: когда солнце было богом», то ее сюжет хорошо знаком белорусскому зрителю по «национальному блокбастеру» «Анастасия Слуцкая», хотя польская история сделана с несравнимо большим мастерством.

Из того, что смотреть обязательно стоит. Слава богу, таких фильмов на «Лістападзе-2004» немало.

«Сомнамбула» Сулева Кеэдуса

Шесть лет назад минских киноманов потрясли его «Георгики», которые получили тогда диплом с формулировкой «За все». Новый фильм эстонского художника опять про советскую оккупацию, опять про мужчину и женщину (на этот раз, отца и дочь), опять затерянных где-то на берегу Балтики. Должно быть очень красиво.

«Шиза» Гульшад Омаровой

Показанный в Канне проект Сергея Бодрова-старшего, постсоветская среднеазиатская экзотика на экспорт. На минском фестивале ее уже представлял «Лунный папа» Бахтиера Худойназарова, тоже совместный проект нескольких европейских стран. Мне больше по нраву менее пафосное творчество «узбекского Феллини» Юсупа Разыкова.

«Долгое прощание» Сергея Урсуляка

На «Лістапад» Урсуляк последний раз приезжал также шесть лет назад, привозил свою сатирическую трагикомедию «Сочинение ко Дню Победы». На этот раз представлена экранизация очень серьезной повести очень уважаемого мной Юрия Трифонова. Если русский кинематограф берется за такие сложные по психологизму экранизации, у него еще не все потеряно.

«Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского

Младший Тодоровский бьет редко, но метко. «Лістападу» «Франкенштейн» достался уже после ряда престижных фестивалей, как и предыдущий фильм Тодоровского «Любовник». Учитывая, что половина сериалов для канала «Россия», продюсером по сериалам которого как раз и является Валерий, снимается в Минске, Тодоровского-младшего можно считать почти своим человеком.

«Ночь светла» Романа Балаяна

Первый после долгого молчания достойный фильм певца последних лет застоя. Для нас он интересен в первую очередь ролью минчанина Владимира Гостюхина — единственного актера с по-настоящему мировой известностью и белорусской пропиской. Сама картина грешит некоторой мелодраматичностью, но вполне любопытна для думающего зрителя.

«Свои» Дмитрия Месхиева

Триумфальный победитель последнего Московского фестиваля. Московская пресса писала о фильме как о сенсации: якобы здесь впервые показана война с другой, оккупированной, стороны и чуть ли не оправдываются коллаборанты. Уж не говоря о «Проверках на дорогах» Алексея Германа, мы можем вспомнить других «первооткрывателей» этой темы в нашем кино.

Например:

«Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко

Фильм, который по праву должен был украшать единственный белорусский международный фестиваль и которого НЕ будет на «Лістападзе-2004». Работа Кудиненко все еще под запретом на своей родине. В то время, как картину с успехом презентуют в европейских столицах, Минск смотрит ее подпольно. На вопрос, почему на «Лістападзе» можно показывать эстонский фильм про советскую оккупацию, но нельзя — белорусский про немецкую, не смогут ответить даже сто мудрецов. Белорусские руководители от культуры упустили шанс реабилитироваться перед всем миром за позор, допущенный полгода назад. Позор продолжается.

Про остальные фильмы «Лістапада-2004» нельзя сказать как ничего хорошего, так и плохого. Другие картины из дальнего зарубежья, мягко говоря, не особо известны и пропустив их, вы много не потеряете. А вот картины из Средней Азии вы больше нигде и никогда на большом экране не увидите.

Кроме того, не стоит особо доверять расписанию показов фестиваля. В прошлые годы оно менялось и перекраивалось буквально ежедневно. Будьте внимательны и, будем надеяться, вам удастся получить определенное удовольствие и от минского «Лістапада»!

P.S.

Ноябрьский «Киноформат», на который в обзоре не хватило места, совсем неплох, советую в первую очередь уделить внимание ему, а особенно «Кухонным байкам» и «Кофе и сигареты». О последнем фильме я, кстати, писал месяц назад в своей колонке в «Белорусской газете».





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия