Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Игра на понижение Игра на понижение

«Игра на понижение»: Экономика на пальцах

Антон Сидоренко, 27 января 2016 г.

Марк Твен, как известно, с необычайной легкостью вкладывал значительную часть своих гонораров в различные технологические новинки. Которые все без исключения оказывались выдумками мошенников или душевнобольных. Отказал просителю денег великий сатирик только раз: тот обещал организовать передачу человеческой речи по проводам и звали просителя Александр Белл.

Картина Адама Маккея открывается именно цитатой автора «Приключений Тома Сойера и Гекельберри Финна». А для того, чтобы адекватно описать все безумие современной финансовой системы, нужно обладать талантом, сопоставимым с талантом Марка Твена. Маккей, разумеется, не Твен, но у него получилось рассказать, каким образом в приснопамятном 2008 году миллионы американцев и людей во всем мире потеряли работу и жилье, а в лексикон прочно вошло сочетание «Мировой финансовый кризис».

В полном соответствии с голливудскими канонами, остроумная и перенасыщенная деталями экранизация романа бывшего финансиста с Уолл-стрит Майкла Льюиса (автора в свое время наделавшего шума романа «Покер лжецов») рассказывает не о проигравших, а о победителях. Умниках, которые еще за несколько лет до всеобщего звездзеца с «Леман бразерс» и проч. сумели просечь, что Великая Американская Мечта в виде собственного особняка с гаражом на две машины стала доступной слишком большому количеству населения. И казавшаяся абсолютно незыблемой и стопроцентно верной программа ипотечного кредитования рано или поздно рухнет, принеся сумасшедшие деньги тем единичным инвесторам, кто таки поставил на ее падение.

Кристиан Бэйл в фильме «Игра на понижение»
Кристиан Бэйл в фильме «Игра на понижение»

Следить за перипетиями сюжетных линий в фильме, где все действие происходит за офисными столами, сложно, но безумно интересно. «Игра на понижение» оглушает огромным количеством действующих лиц, событий и финансовых терминов. Для пущего эффекта самые важные из последних расшифровываются прямо на экране с помощью субтитров. Так что фильм имеет еще и своеобразный просветительский эффект, является своеобразной финансовой грамотой «на пальцах». Для динамизма Маккей снабдил эпизоды фильма стоп-кадрами-прокладками, образами из жизни Америки двухтысячных. Но стопроцентно разобраться во всех нюансах картины можно, наверное, только если вы Сергей Чалый или сами прочли книгу Льюиса.

Впрочем, досконально разбираться и не требуется: «Игра на понижение» не мемуарная литература и не пособие по предотвращению биржевого краха. А увлекательная и напряженная (не уступит любому детективу!) гонка за истиной, которая оказывается горька и предсказуема.

Маккею удалось снять разговорное, многофигурное кино с десятками действующих лиц во многом благодаря невероятному актерскому ансамблю. Интеллектуальный цвет современного Голливуда с видимой охотой и талантом исполнил роли финансовых гениев — сказочно разбогатевших там, где разорились миллионы. Актерские работы Кристиана Бейла, Райана Гослинга, а в особенности, Стива Карелла и, совершенно в особенности, Брэда Питта сделаны именно с таким удовольствием, с каким актеры принимаются за умные и интересные роли.

Стив Карелл в фильме «Игра на понижение»
Стив Карелл в фильме «Игра на понижение»

Причем героя Брэда Питта, инвестиционного брокера — одного из немногих, кого в этом фильме интересует мораль, а не деньги — никакая медведица в кадре не беспокоит. Но именно актерское перевоплощение Питта в «Игре на понижение» вполне достойно любых, самых высоких наград. Равно как и его гражданская позиция: Питт выступил еще и продюсером этого, весьма критически настроенного к финансовой системе США, фильма. Пять лет назад актер уже сыграл идущую против течения личность в ленте Беннетта Миллера (также по книге Майкла Льюиса) «Человек, который изменил все». Экранный брокер по фамилии Рикет, которого исполняет Питт, финансовую систему в итоге так и не поменял. Но вопрос о приоритетах поставил остро.

Голливуду не впервой разоблачать лицемерие и козни Уолл-стрит. Достаточно вспомнить блестящую одноименную дилогию Оливера Стоуна. «Игра на понижение» — фильм из той же категории социально ответственного Голливуда. Парадоксальным образом, рассказывая о победителях, он адресован побежденным — тем, кто находится у самого основания финансовой пирамиды. Изменить существующий миропорядок даже кино теперь не в силах. Не покушаясь на миропорядок, «Игра на понижение» разоблачает его самым действенным образом — раскрывая все карты.

Впрочем, нам, живущим на циничном постсоветском пространстве, к игре на понижение давно не привыкать.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия