Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти

10 лет: 10 вещей, людей и явлений, которые изменили «КиноЧтиво»

Антон Сидоренко, 30 декабря 2013 г.

Невероятно, но факт — совсем недавно КиноЧтиву исполнилось 10 лет! По такому круглому случаю предлагаем пройтись по страницам, которые больше всего запомнились, больше всего понравились, больше всего впечатлили за (страшно даже подумать!) последнее десятилетие.

Разумеется, разговор о кино на большом экране в Минске не может состоять только из фильмов. Фильмы, события, люди — все, о чем и о ком говорили, писали, думали. Конечно, список неполный. Выбор самых-самых занятие неблагодарное в принципе, а выстраивание новогодних и прочих рейтингов еще и глупое. Но, тем не менее.

Самый первый

Собственно, самым первым КиноЧтивом стал репортаж с презентации (теперь стыдно сказать!) фильма Егора Кончаловского «Антикиллер 2» в «Победе» в ноябре 2003 года. Режиссеры с громкими именами тогда в Минск почти не приезжали. На показ собралась уйма народу — многим Кончаловский-младший тогда казался без пяти минут классиком. Несостоявшийся впоследствии классик пил водку и покровительственным тоном рассказывал желающим о будущем, «которое за южнокорейскими боевиками». Желающие были в восторге. Южнокорейские фильмы на нашем экране, увы, практически не прижились. А вот КиноЧтиво под провокационным названием «Гребанный Екибазтуз» стало самым первым и совсем не последним.

Самый главный

Самым главный в мире минского кино был, есть и будет, по крайней мере в ближайшее время, оставаться Василий Петрович Коктыш, генеральный и, в некотором смысле, гениальный директор столичного кинопроката. Именно благодаря этому человеку и его самоотверженным, за очень скромные деньги работающим сотрудникам, нам удалось посмотреть на большом экране большинство из самых важных фильмов десятилетия. Именно тот случай, когда незаменимые бывают.

Самый запоминающийся

Ян Труэль, Кира Муратова, Сергей Лозница — все эти люди посещали Минск и, так или иначе, находили себе место на страницах КиноЧтива. Но больше всего запомнились фильмы и приезды Александра Сокурова в 2008 и 2012 годах. Время живых гениев прошло, но лекции и беседы Александра Николаевича оставили ощущение прикосновения к чему-то, безусловно, гениальному. Как и его шедевры «Отец и сын», «Солнце», «Александра», «Фауст», которые мы имели счастье увидеть в минских кинозалах за эти годы.

Cамый важный

Среди проектов и акций, которые запомнились за 10 лет, безусловно, выделяется «Лiстапад», единственный международный кинофестиваль в Беларуси. Очень заметными были архивные показы с конферансом Максима Жбанкова в «Победе», дни кино разных стран в «Центральном», различные киноклубы, в том числе, «Феномены кино» в «Ракете», к которому приложил руку и автор КиноЧтива. Возник и успешно развивается в той же «Ракете» проект Георгия Глика и Ольги Надольской Cinemascope, достойный наследник киноклубного движения. Но проектом, на котором, без преувеличения, выросло целое поколение минских киноманов, стал «Киноформат 4х4». Именно под этой маркой широкий минский зритель в 2002—2008 годах имел возможность лучшее из тогдашнего арт-хаусного проката. Теперь фильмы такой категории минчане могут только скачивать из интернета.

Самый успешный

Безусловно и однозначно, Питер Джексон!

Несмотря на то, что его «Властелин колец» был показан в Минске еще на заре 2000-х, последнее десятилетие в большом кино прошло под знаком долгоиграющих литературных экранизаций для подростков. Чему свидетельством и «Гарри Поттер» с «Хрониками Нарнии», и «Сумерки», и «Голодные игры», и первые части новой трилогии по Толкиену «Хоббит». Стандарты для всех этих проектов установили именно картины Питера Джексона, которым мировой кинопрокат во многом обязан своей востребованностью в эпоху социальных сетей и прочего онлайна.

Самый скандальный

Казалось бы, что может быть более безвредным, чем кино?

Ан нет. «Город Бога» Фернандо Мейреллеша, «Импорт-экспорт» Ульриха Зайдля, и несколько других, не самых дурных с точки зрения искусства фильмов были изъяты или получили значительные ограничения по показу в минских кинотеатрах. Но самым громким случаем стал прерванный на четвертый день прокат как раз таки весьма сомнительной с художественной стороны картины «Код Да Винчи». Нашумевшая лента тут же стала настоящим бестселлером пиратских видеолавок, а автор этих строк героем специального ток-шоу, посвященного фильму. Положительным в этой истории было только признание кинопоказа по-прежнему важным общественным явлением.

Самое одинокое

Белорусское кино, которое, к слову, в следующем году отметить свое девяностолетие, провело последние 10 лет в тщетных попытках пробиться к уму и сердцу собственного зрителя. И даже отдельные всплески интереса широкой публике к «Анастасии Слуцкой» Юрия Елхова или «Масакре» Андрея Кудиненко не смогли изменить скептического настроения белорусов к своему же кино. Слава богу, на большом экране в Минске (и при переполненных залах) все-таки увидели «Оккупацию. Мистерии» того же Андрея Кудиненко (сценарий Александр Качан) и «В тумане» Сергея Лозницы. Две эти картины, в производстве последней из которых активное участие принимал «Беларусьфильм», показывают, что белорусский национальный кинематограф вещь в принципе возможная и даже успешная.

Самый революционный

«Аватар» Джеймса Кэмерона не только вдохновил минчан по полтора-два часа выстаивать на морозе в кассу реанимированного «Киева», но и заставил кинопрокат оснащать кинозалы цифровыми проекторами со стерео-очками. В общем, с технологической точки зрения кино за последнее десятилетие (надо учесть еще и окончательный приход компьютерных спецэффектов в процесс самих съемок) полностью изменилось. Дело за революцией в содержании. А вот с последним у «Аватара» совсем плохо.

Самый любимый

Каждый из минских кинотеатров чем-то хорош и отличен от других. От все еще новой «Беларуси» и обновленного зала «Киева» до вспоминаемого многими «Центра-видео». Приятно, что у большинства минских кинотеатров свое лицо и своя, наработанная годами аудитория. Однако, самым-самым для поколений минчан остается «Победа», которая отличается неповторимой атмосферой эпохи «большого кино». Будем надеяться, запланированная на ближайшее время модернизация кинотеатра будет не такой жесткой как пресловутые «реставрации с реконструкцией» некоторых других исторических объектов, и дети и внуки теперешних зрителей смогут почувствовать в «Победе» то же самое, что и их родители.

И, наконец,

Самый лучший фильм

А вот здесь, уважаемые зрители, выбирать уже вам. За 10 лет КиноЧтиво рассказало почти о четырех сотнях картин. Которая из них стала самой-самой, в данный момент решить практически невозможно. Ведь для этого пришлось бы их все пересмотреть заново: того автора, который был в 2003 и других годах уже нет, и, в любом случае, о многих фильмах он теперь написал бы совсем по-другому. Поэтому читайте КиноЧтиво и решайте сами. До встречи в новом десятилетии!

Ну и напоследок, при всем скептическом отношении автора КиноЧтива к различным новогодним рейтингам, несколько фильмов в широком прокате на большом экране в Минске, которые впечатлили его в прошедшем году.

Комедия года — «Мы — Миллеры», реж. Роусон Маршалл Табер.

Анимация года — «Семейка Крудс», реж. Кирк де Микко, Крис Сандерс.

Драма года — «12 лет рабства», реж. Стив Маккуин.

Мелодрама года «Географ глобус пропил», реж. Александр Велединский.

Фантастика года — «Гравитация», реж. Альфонсо Куарон.

Сатира года — «Жасмин», реж. Вуди Аллен.

Экранизация года и Фильм года — «Анна Каренина», реж. Джо Райт.

P.S.

Выражаю признательность Алисе Бизяевой за участие в рождении «КиноЧтива».





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия