Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Как приручить дракона Как приручить дракона

Большое приключение 3D: Эффект «Аватара»

Антон Сидоренко, 10 мая 2010 г.

В истории кино было всего несколько технологический революций. Из тех, что оказались заметны зрителю — появление звука и цвета. С объемным изображением куда сложнее, до триумфального появления «Аватара» оно воспринималось публикой не более чем экзотика.

Киномода изменчива и привередлива. Чаще всего она возникает на отдельных актеров, реже страны и режиссеров. И совсем редко на технологические новшества.

Конечно, стереокино изобрел никакой не Джеймс Кэмерон. Опыты по созданию движущегося стереоизображения начались еще до братьев Люмьер, а стерокинотеатры существовали во всех крупных городах развитых стран десятилетия назад. В Минске таким кинотеатром был «Мир», в репертуаре которого были как художественные, так и документальные, «видовые» ленты. Именно ленты, которые теперь повсеместно вытесняются цифровой проекцией. Проектор первого белорусского цифрового кинотеатра «Киев» куда большее новшество, чем те стереофильмы, которые с него показывают.

Но оборудование в аппаратной не видно из зрительного зала, а вот «волшебные» очки, которые раздают-собирают до-после сеанса произвели настоящий фурор. До сих пор по утрам перед «Киевом» выстраиваются очереди желающих купить билеты «на 3D». Спрос пока явно превышает предложение и нескоро будет насыщен — точной даты открытия второго подобного кинотеатра в Минске пока нет. Причем, как оно и бывает при дефиците, художественное содержимое фильмов мало кого интересует, да и репертуар невелик. Хотя проанализировать его интересно.

Кадр из фильма «Большое путешествие вглубь океанов 3D»
Кадр из фильма «Большое путешествие вглубь океанов 3D»

Несмотря на явную идейную и художественную вторичность, «Аватар» Кэмерона — Зрелище с большой буквы. В основном, за счет невероятного технического совершенства, продуманности каждой детали. И того, что фильм с самого начала снимался в расчете на цифровую стереопроекцию. Грандиозный успех «Аватара», а с ним и технологии 3D у зрителя произошел в основном благодаря последнему факту. Кэмерон выстроил свое кино как набор сверхярких картинок, от которых требовалось только одно — удерживать внимание зрителя своим необычным видом. Эффект от современного стерео — вовсе не реалистическое изображение, в конце концов, хороший оператор создает его и в «плоском» кино с помощью света и цвета. 3D больше похоже на детские книжки-раскладушки со слоистыми картинками, а сам экран — на гигантский аквариум.

Рекламный эффект от «Аватара» оказался куда сильнее, чем ожидали его создатели: Кэмерон фактически открыл новый мировой рынок — кинотеатрального цифрового 3D. Впервые за много лет зритель валом повалил в кино не на какой-то конкретный фильм, а просто чтобы испытать что-то доселе невиданное.

Надо отметить, интерес публики к технической новинке пока не исчерпан. Несмотря на то, что нового достойного стереокино после «Аватара» в репертуаре того же «Киева» еще не было. Спешно переведенная в 3D-формат «Алиса в стране чудес» Тима Бертона оказалась сплошным разочарованием: мастер «авторского» Голливуда едва ли не впервые поддался диктату продюсеров, представив довольно банальное зрелище. Единственное, что могло заинтересовать в нем минчан — вид самой «Страны Чудес», весьма напоминавшей прежний Лошицкий парк до его реконструкции.

Кадр из фильма «Как приручить дракона»
Кадр из фильма «Как приручить дракона»

Забавный мультик «Как приручить дракона» строится на шутках и забавных характерах, смотреть его можно с равным успехом и в обычном кинотеатре «без очков». «Большое путешествие вглубь океана 3D» за продюсерством сына подводника Кусто — зрелище завораживающее, но не более чем на полчаса. Все надежды на последнего «Шрэка», стереоролик которого выглядит многообещающим.

Кстати, именно анимация пока правит бал в новом стереокино. Традиционному кино с «живыми» актерами объем не то чтобы противопоказан, но режиссеры пока не научились с ним обращаться. Чтобы превратить звук и цвет в полноценные инструменты художественного творчества потребовались годы и даже десятилетия. Сколько будут «осваивать» объем, еще не ясно. Но без этого никакого развития искусства кино не происходить не будет.

То, что после «Аватара» в 3D-репертуаре пока не появилось ничего достойного, косвенно подтверждает и предполагаемый повторный выпуск картины Кэмерона в августе. Фильмы, которые придут ей на замену, наверняка будут сотканы из сплошных спецэффектов и представлять собой некий симбиоз обычного кино и анимации. Именно в таком направлении двигался кинематограф развитых стран все двухтысячные. Препятствуют этому движению высокие расходы: кино в последнее время стало одним из самых высокотехнологичных производств. Пропорционально бюджетам повышаются финансовые риски, любой кассовый провал может оказаться роковым для всей системы в целом. Но пока будет действовать «эффект Аватара», экономическая катастрофа кинобизнесу не грозит.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия