Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Небо Земля Небо Земля

Фестиваль: Magnificat-2009

Антон Сидоренко, 13 июля 2009 г.

В белорусском городке Глубокое и его окрестностях в пятый раз доказали, что кино может быть христианским.

Кинематографическая жизни Беларуси не исчерпывается событиями в одной только столице. Более того, в провинции иной раз происходит куда более важное для киноимиджа Беларуси. Католический фестиваль христианского кино и телепрограмм Magnificat был учрежден четыре года назад документалистом Юрием Горулёвым (руководителем католической ассоциации коммуникаций SIGNIS-Беларусь) и Конференцией католических епископов на Беларуси. Фестиваль проходит ежегодно в июне в красивом озерном краю, который уже начали активно посещать туристы. В планы экскурсий помимо самого Глубокого, известного своими красивейшими храмами и заводом по производству сгущенного молока, обязательно входит деревушка со странным для славянского уха балтским названием Мосар. Деревня известна своим костелом, вернее, его настоятелем Йозасом Булькой. Энергичный ксендз Булька превратил Мосар в «белорусский Версаль», а его жителей (невероятное дело!) напрочь отучил употреблять спиртное. Земле, где творятся подобные чудеса, и надлежало принять форум духовного кино.

Шутки шутками, а главное чудо — сам Magnificat. Весьма камерное мероприятие по количеству фильмов и гостей вполне может соперничать с Минским международным кинофестивалем «Лістапад». За четыре конкурсных дня в Глубоком и соседних Уделе и Ивеси было показано 43 ленты из полутора десятков стран, в том числе такой экзотических с точки зрения современного христианства как Индия и Албания. Гостей больше всего, разумеется, было из России и Украины — проезд до Глубокого никто никому не оплачивал. Тем более удивительно было видеть авторов фильмов из Швейцарии, той же Албании и даже Канады. Швейцарцы, кстати, приехали своим ходом на автомобиле и через пару дней так прижились, что смело братались с местными.

Кадр из фильма «Небо Земля»
Кадр из фильма «Небо Земля»

Местные, кстати, с удовольствием посещали фестивальные показы. Жаль, что размер самих помещений, где проходил Magnificat-2009, не позволяет говорить о большом количестве зрителей. За четыре года фестиваль вырос и явно требует расширения своего пространства. То, чего за пятнадцать лет не смогли добиться организаторы «Лістапада», с легкостью удалось строителям Magnificat: фестивальное пространство последнего не ограничивается одними кинозалами. Главное на любом кинофестивале — возможность общения, создание условий для новых контактов и проектов. Программа фестиваля была очень насыщенной. Помимо показов — службы в костеле, экскурсии, концерты. И все это не формально-казенное, как на минском фестивале, а очень естественное и приятное. От Magnificat-2009, в отличие от последнего «Лістапада», действительно осталось ощущение праздника.

И это даже если не принимать во внимание конкурсные фильмы, среди которых было много очень интересных не только с точки зрения религиозного человека. Хотя отборщики Magnificat честно предупреждают: эстетическая и техническая сторона конкурсных произведений интересует их в последнюю очередь. Главным остаются духовная направленность картин и их соответствие общехристианским ценностям. Именно «обще», потому что разницы между конфессиями на Magnificat не ощущается. В этом смысле фестиваль несет явно экуменистический характер и полностью отвечает своему неизменному девизу «Ut unum sint!» («Чтобы все стало единым»). Православные на католическом кинофестивале чувствовали себя весьма комфортно. Да и фильмы, получившие первые призы, были сделаны в России. Подробнее с победителями и участниками Magnificat-2009 можно ознакомиться здесь.

Кадр из фильма «Небо Земля»
Кадр из фильма «Небо Земля»

Самым интересным для «КиноЧтива» оказалась лента Александра Куприна и Сергея Карандашова «Небо Земля». В которой молодой человек, как две капли воды похожий на геолога Максима Владимира Высоцкого из муратовских «Коротких встреч», не может выбрать между двумя симпатичными девушками. Дело происходит во время крестного хода по бескрайней российской провинции. В итоге авторам удалось сделать коллективный портрет современного русского религиозного сознания. Документальное кино из бывшего СССР (и еще Польши) выгодно отличалось на фестивале в Глубоком именно своей кинематографической формой, в которой основной упор делается на изображение, а не на закадровый текст. Для современного неигрового кино, создатели которого все больше ориентируются на показ по телевидению, такая форма становится редкостью.

К сожалению, документалисты все чаще поддаются соблазну сделать кино сугубо развлекательное, основанное исключительно на примитивных эмоциях. Телевизионный формат заставляет снимать их быстро, ярко и без особого смысла. Фильмы фестиваля Magnificat с его постоянной апелляцией к высоким духовным ценностям, душе, а не телу человека, в этом плане явление отрадное. Фестиваль в Глубоком делает палитру кино более разнообразной. Это должны признать и те, для кого религия не является чем-то обязательным в повседневной жизни.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия